بسم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху, благословение и мир Его посланнику и всем, кто последовал его пути.
Не смотря на то, что на русском языке существует немало работ, посвященных предопределению Аллаха, некоторые братья и сестры по-прежнему не имеют ясного представления об этом вопросе. Поэтому я решил попытаться еще раз вернуться к этой проблеме, по возможности упростив и обратив больше внимания на её практическую, сторону, и надеюсь, что Господь миров сделает мою статью полезной для мусульман.
Вера в предопределение – одна из основ имана
В знаменитом хадисе Джибриля, переданном от большого числа сподвижников, в том числе Умара ибн аль-Хаттаба, Абу Хурайры и др., да будет доволен ими Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Иман заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а также чтобы ты уверовал в предопределённость как хорошего, так и дурного”. (Муслим).
Таким образом, вера в предопределение относится к важнейшим основам религии, и игнорирование и незнание этого вопроса есть непростительная небрежность.
Предопределение – тайна Аллаха
Известный табиун Вахб ибн Мунаббих сказал: Я исследовал вопрос предопределения и остался в замешательстве. Затем я вернулся к этому исследованию и снова оказался в недоумении. И я обнаружил, что наиболее сведущие о вопросе предопределения люди – это наиболее воздерживающиеся от его обсуждения, а наиболее невежественные в этом вопросе – больше других говорящее о нём. (شرح الطحاوية في العقيدة السلفية).
Очень важно уяснить, что предопределение относится к вопросам, сущность которых человеческий разум бессилен понять. Мы должны безусловно верить во все аяты и достоверные хадисы по этой теме и не пытаться искать в них противоречия и оспаривать одни шариатские тексты другими.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к своим сподвижникам, в то время как они спорили относительно предопределения, и лицо его сильно покраснело от гнева. Затем он сказал: Разве это вам было повелено? Или для этого вы были сотворены? Вы сталкиваете одну часть Корана с другой! Именно из-за этого погибли ваши предшественники. (Ибн Маджа, Альбани счел достоверным).
Предопределение и люди
Мы также должны безусловно верить, что всё необходимое нам – то есть то, за что мы будем спрошены в Судный день – Аллах, Велик Он и Славен, разъяснил нам в Своей Книге и через Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как сказал Он о том: “Мы ничего не упустили в Писании” (Скот, 38). И то, что возложено на нас в вопросе предопределения, также разъяснено, и сбиваются с истинного пути лишь те, кто спорит без истинного знания, люди, пренебрегающие Кораном и Сунной и идущие на поводу у своих страстей.
Части веры в предопределение Аллаха
Для ясности ученые делят веру в предопределение на 4 основных составляющих. Аяты и хадисы по этому поводу многочисленны, и мы приведем лишь необходимый минимум.
- Вера в то, что Аллах, Велик Он и Славен, изначально знает всё о всякой вещи в небесах и на земле.
- Вера в то, что Аллах записал это Знание в Хранимой Скрижали за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли. Об этом сказал Аллах: “Разве не знаешь ты, что Аллаху ведомо то, что в небе и на земле? Поистине, это – в Писании, и это для Аллаха – легко“. (Хадж, 70)”, и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует: “Аллах записал судьбы творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли” (Муслим).
- Вера в исполняемое Желание и осуществляемую Волю Всевышнего Аллаха, и в то, что всё, что происходит, как хорошее, так и плохое, происходит по воле Аллаха Всевышнего, и именно так, как он соизволил, как сказал Он: “Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров” (Скручивание, 29), “А если бы пожелал Аллах, они бы этого не делали” (Скот, 137)
- Вера в то, что Аллах является творцом всего сущего, их качеств и их действий. Как сказал Он: “Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества, кроме Него, Творца всякой вещи” (Скот, 102), “Аллах сотворил вас и то, что вы делаете” (Стоящие в ряд, 96).
Желание Аллаха
Очень важным в вопросе предопределения и связи его с нашей жизнью является понимание того, что желание Аллаха, упоминаемое в Коране и Сунне, разделяется на два вида:
- Желание – предопределение, которому подчинено всё сущее. Это желание мы упоминали выше, и о нем говорится “То, что пожал Аллах, существует, а то, что Он не пожелал, не может существовать”, и оно включает и благо и зло. “Он (Аллах) вершит то, что пожелает” (Башни, 16)
- Желание – повеление, приказ, то, что Аллах любит и чем доволен, т.е. только благое. “Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения” (Корова, 135). “Он не одобряет неверия для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это” (Толпы, 7)
Желание-предопределение известно лишь Аллаху, оно довлеет над всем, и никто не может выйти за его границы.
Желание-повеление доводят до рабов посланники Аллаха, и человеку предоставлена возможность выбора между следованием приказам Аллаха и отказом от подчинения. Таким образом, человек обладает волей и свободой выбора, однако эта воля и свобода остаются в рамках предопределения Аллаха.
Оправдание предопределением
Из вышесказанного становится ясно, что человек в Судный день будет спрошен не за то, что ему было предопределено, а за то, подчинялся ли он приказам Аллаха: “В тот день Он воззовет к ним и скажет: Что вы ответили посланникам?” (Рассказ, 65)
Попытки кафиров оправдаться желанием-предопределением уже были отметены Всевышним Аллахом в Коране: “Многобожники говорят: “Если бы Аллах захотел, то ни мы, ни наши отцы не стали бы поклоняться ничему, кроме Него, и мы не стали бы запрещать что-либо вопреки Ему”. Так же поступали те, которые жили прежде. Разве на посланников было возложено что-либо, кроме ясной передачи откровения? Мы отправили к каждой общине посланника с приказом: Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!” (Пчёлы, 35-36).
Также любой грешник, как, например, пьяница, оправдывающийся тем, что “ему предписано пить”, совершенно не может быть извинен, если до него дошло, что в шариате Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, опьяняющие напитки являются запретными.
Секты и отклонения
Сами того не зная, мы часто сталкиваемся с различными сектами, которые пытаются навязать свои ереси под видом Ислама.
В вопросе предопределения первым отклонением стали кадариты (не путать с кадиритами, суфийской сектой, возводящей себя к Абду-ль-Кадиру аль-Джиляни), о которых Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кадариты – маджусы (огнепоклонники) этой Уммы” (Абу Дауд, Ибн Маджа, Альбани счел хорошим). Кадариты отрицали господствующее предопределение Аллах.
Другой крайней сектой являются джабриты, которые, признавая Предопределение, отрицают наличие свободы воли и возможности выбора у рабов Аллаха.
Все они используют для доказательства своих взглядов аяты и хадисы, но, естественно, комментируя их на основании своих убеждений.
К примеру, кадариты, ссылаясь на слова Аллаха “Благословен же Аллах, Наилучший из творцов” (Верующие, 14), заявляют, что Аллах желает, творит и предопределяет только благое, а Иблис и прочие кафиры своим злом выходят за границы желания Аллаха!
А джабриты приводят слова Всевышнего “Не ты бросил (горсть песку), когда ты бросал, а Аллах бросил” (Добыча, 17), и говорят, что это указание на то, что Аллах, Велик Он и Славен, отрицает это действие у Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и относит его к Себе, и оно свидетельствует, что рабы не совершают действий, а Аллах их совершает! Ложность подобного аргументирования видна любому, потому что в этом же аяте Аллах подтверждает, что действие совершил Посланник: “…когда ты бросал“! (см. شرح الطحاوية في العقيدة السلفية).
Еще раз повторю, что вера в божественное предопределение необходимая составляющая имана, и все мусульмане должны иметь ясное представление об этом вопросе.
И хвала Аллаху, Господу миров.
Муслим Галанчожский
ИА “ХУНАФА”
الحنفــاء
Assalamu Aleykum, u menja est voprosy adminu. Kak mne snim svezatsa? Esli nado ja svoj msn dam.