Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

Сибирское ханство, на территории которого российский куфр обратил свои алчные взоры после войн с мусульманами Идель-Урала и Османского Халифата, было самой северной землей Ислама. Точнее, к нему относились самые северные границы исламского мира, доходящие до низовий реки Обь. От других улусов, образовавшихся в результате распада Улуса Джучи, оно отличалось сильной феодальной раздробленностью: составляющие его владения во главе с беками и мурзами имели большую самостоятельность. Власть хана была не наследственной: верховный правитель Сибири избирался советом знатной верхушки и, понятное дело, во многом зависел в принятии решений от владетелей улусов. Другой отличительной чертой Сибирского ханства было большое количество зиммиев – немусульманского населения, платившего джизью в ханскую казну. Большинство зиммиев составляли ханты и манси, населявшие лесную часть Западной Сибири и в то время находившиеся на переходной стадии от первобытнообщинного строя к феодальному.

В таких условиях ханство постоянно страдало от смут и внутренних противоречий. Поэтому внутренний режим его был сильно военизирован. Сибирское войско, вынужденное часто действовать в таежных условиях, активно применяло тактику разведывательных и засадных действий.

В 50-х гг. XVI в., когда Россия захватывала Идель-Урал, мусульманские правители Средней Азии решили положить конец политическим беспорядкам, происходящим в Сибири – к северу от их владений. В Сибирь было послано объединенное узбекско-ногайско-башкирское войско под командованием Кючема Шейбани – сына среднеазиатского амира Муртазы. Против Кючема выступила сибирская знать во главе с ханом Ядкаром, однако большинство сибирских мусульман, уставших от произвола местной старинной аристократии, поддержало его. Испугавшись за свою власть, Ядкар отправил посольство Ивану IV, присягнул кафирскому царю на верноподданничество и обязался регулярно платить русским дань. Естественно, за счет своего и без того измученного смутами народа. Причем поначалу он сделал попытку обмануть царя, обещав присылать ежегодно несколько тысяч собольих и беличьих шкур, лишь бы русские не допустили его низложения Кючемом. Когда вместо этого количества он прислал в Москву в несколько раз меньше, Иван IV пришел в ярость, и Ядкару, которого теснило войско Кючема, пришлось долго каяться перед кафирским правителем и уверять его в своей глубочайшей преданности. Русский царь согласился получать ежегодно тысячу шкур, но войска в помощь Ядкару так и не прислал: слишком отдалена и труднодоступна была Сибирь для Московского государства, еще не успевшего прочно закрепиться на Волге. В 1563 г. войска Кючема заняли сибирскую столицу Искер (Кашлык) на реке Иртыш (Иртеш). Ядкар и его брат и соправитель Бек-Булат были казнены как муртады, а сибирская знать присягнула Кючему, провозгласив его ханом Сибири. Видимо, опасаясь, что резкое расторжение договора, пусть даже с кафирами, нарушает Шариат, Кючем уплатил Ивану IV годовой размер дани, который не успел уплатить Ядкар, и уведомил русского царя, что больше договор между Москвой и Сибирью не действует.

Кючем установил в Сибири жесткое единое правление и пресек смуты между владетелями отдельных улусов. Одновременно он занялся укреплением Ислама в сибирских землях. Для этого он специально вызвал из Имарата Бухары исламских ученых, занявшихся исламским просвещением и призывом к единобожию народов-язычников. Эти меры, однако, оказались слишком запоздавшими.

Пока Россия вела чуть не погубившую ее войну на два фронта – с Османским халифатом и кафирами Европы, ей было не до Сибири. Однако после поражения в этих войнах царские власти начали искать способ поправить положение своей истерзанной державы и пополнить царскую казну. Это и побудило московских сановников обратить более пристальное внимание на труднодоступную, но внутренне слабую Сибирь.

Опасаясь сразу посылать в мало известные земли регулярное войско, Иван IV направил туда разведывательно-боевой отряд казаков под командованием некого Алёнина по прозвищу Ермак (по некоторым данным, тюрка-муртада по происхождению). Снабдили всем необходимым казаков уральские купцы Строгановы, которые рассчитывали, что с присоединением Сибири к России торговать пушниной будет намного выгоднее. Осенью 1581 г. не очень многочисленный, но исключительно хорошо вооруженный и организованный отряд Ермака поднялся на стругах (больших парусных лодках) по рекам Чусовая и Серебряная и по так называемому Сибирскому волоку (перевалу, через который можно было волоком протащить лодки), вышел к реке Жеравлю обского бассейна. Здесь казаки зазимовали, однако Ермак отправил небольшой разведывательный отряд найти более удобный путь южнее. Казачьи разведчики были разгромлены войском местного мурзы на реке Нейва.

Весной казаки выдвинулись вниз по Жеравлю, выплыли в реку Баранчи, затем – в Тагил и Туру. Кючем, знавший о вторжении кафиров, собирал войска, однако доставшаяся в наследство от былой разрозненности улусов плохо отлаженная система мобилизации не позволила сделать это достаточно быстро. Дважды хорошо вооруженные казаки нанесли поражение сибирским войскам на реке Туре. Значительную часть сибирских войск составляли зиммии – ханты и манси, которые не горели желанием вступать в бой за нерушимость Слова Аллаха. Ханская гвардия под командованием Мухаммеда-Кули, поспешно выступившая в поход, потерпела поражение от Ермака при Бабасане на Тоболе. Затем казаки, применив артиллерию, захватили укрепление мусульман на Чувашевом мысу, где находилась ставка самого Кючема. Кючему с войском пришлось отступить в степные районы Сибири.

26 октября 1582 г. кафиры Ермака заняли Искер. Численность мусульманских воинов во много раз превосходила численность казаков, более того, даже зиммии мало оказали поддержки русским: христиане тоже ненавидели язычников и тоже обложили хантов и манси налогом. Причем, как видно, большим, чем джизья: ханты и манси предпочитали выступать на стороне мусульман. Однако правители сибирских улусов никак не могли собраться для единых, организованных действий. Наличие у казаков большого количества огнестрельного оружия и артиллерии стало решающим фактором, позволившим им прочно укрепиться в сибирских крепостях и самой столице Искере.

В декабре Мухаммед-Кули организовал засаду на озере Абалак. Попавший в нее крупный отряд кафиров был уничтожен. Однако весной 1583 г. казаки совершили внезапное нападение на войско Мухаммеда-Кули на реке Вагай. Отборное подразделение ханской гвардии было разгромлено, сам Мухаммед-Кули попал в плен и позже перешел на сторону русских, продав свой дин за милость кафирского царя.

Летом 1583 г. Ермак продолжил захваты сибирских городов. Казаки подвергли разорению мусульманское население по Иртышу и Оби, в 1583 г. захватили хантыйский город Назым, однако при штурме погиб один из ближайших соратников Ермака атаман Никита Пан. Продвигаясь по реке Обь, захватчики проникли в дальние, неподконтрольные ханству таежные земли сибирского севера, населенные еще первобытными племенами хантов и ненцев. После этого, посчитав, что их основная задача выполнена, казаки отправили Ивану IV делегацию во главе с атаманом Иваном Кольцо. Иван IV после жестокого поражения, нанесенного ему Девлет Гераем, был очень рад принесенным ему из Сибири вестям и, решив приступить к окончательному покорению мусульманской Сибири, отправил по разведанному казаками пути регулярное войско стрельцов под командованием воеводы Семена Болховского. Осенью стрельцы благополучно прибыли в Искер.

Однако радость кафиров вскоре была омрачена: карача (главный советник) Кючема вступил в связь с Ермаком, притворившись, что порвал отношения с ханом, и пожаловался, что его владения подвергаются нападениям ногайцев. Ермак, видимо, самонадеянно решив, что карача Кючема испугался русского царя и потому ищет союза с ним, послал в помощь караче сорок казаков под командованием одного из лучших своих атаманов Ивана Кольцо. Оказавшись с казаками один на один в удобном месте, воины карачи перебили их, отправив в Ад и Ивана Кольцо.

Тут наступила суровая сибирская зима, к которой русские, как оказалось, были плохо приспособлены. Глубокий снежный покров и таежные дебри не позволяли стрелецкому войску действовать в привычном боевом порядке. Тем временем Кючем, наконец, смог собрать воедино все вооруженные силы ханства. Воины Ислама, быстро продвигавшиеся на конях по льду замерзшего Иртыша, блокировали Искер. Пешим московским стрельцам, страдающим от непривычных холодов, ничего не оставалось делать, кроме как отстреливаться из-за городских стен, а сил казаков, которых за время летних боев заметно поубавилось числом, было недостаточно для прорыва блокады. Среди осажденных кафиров начался голод. К концу зимы почти все стрелецкое войско вымерло за стенами столицы исламской Сибири.

Аллах سبحانه و تعالى переменил ситуацию. Казаки, еле пережившие страшную для них зиму в осаде, остались без помощи. Их войско уже не представляло той грозной силы, которая в 1582 г. вступила в Сибирь. Многие погибли в ходе своих «завоеваний» или умерли от голода и холода прошедшей зимой. Запасы пороха для пушек и ружей иссякли. В довершение всего, в марте 1584 г. к радости и мусульман, и многих кафиров, отправился держать ответ перед Господом Миров Иван IV, и в ближайшее время поддержки казакам-захватчикам ждать было неоткуда. Сибирские муджахиды перешли в контрнаступление.

В течение 1584 – 1585 гг. мусульмане нанесли по прятавшимся за стенами сибирских городов казакам ряд тяжелых ударов. Весной 1584 г. муджахидами был отправлен в Ад еще один атаман – Яков Михайлов. Атаман Мещеряк понес сильные потери от войск под командованием ханского карачи.

В августе 1585 г. войска мусульман приступили к ликвидации самого Ермака. Для этого они прибегли к тщательной разведке передвижения казаков по рекам. Операцию по уничтожению Ермака возглавил лично Кючем. Наконец, Ермака с 50 казаками удалось выследить во время передвижения по Иртышу. Кючем с войском несколько дней скрытно преследовал главаря захватчиков по берегу. 5 августа казаки заночевали на берегу возле устья Вагая. Ночью воины Кючема решительно атаковали их. Несколько лет жизни в постоянных боевых тревогах и напряжении научили казаков глубоко не расслабляться во время походов, и посредством этого Аллах سبحانه و تعالى позволил части их спастись от Его воинов. Они успели проснуться, вскочить в струги и отчалить от берега, однако сам Ермак в их число не вошел. Получив в быстром бою ранение, он попытался вплавь добраться до своих уже отплывших к середине реки товарищей, но обессилел и утонул. Его тело позже было выловлено сибирскими рыбаками и подвешено на дереве; толпа осыпала его ударами и стреляла по нему из луков.

Смерть своего верховного главаря совершенно сломила жалкие остатки казачьего воинства, возглавленные атаманом Мещеряком. Чтобы уцелеть, казаки погрузились на струги и поспешно отправились туда, откуда пришли три года назад.

Казалось, долгая война сибирских мусульман закончилась полной победой. Вероятно, так они и посчитали, поскольку, очевидно, не предприняли никаких серьезных мер по укреплению обороноспособности своего государства. Но опасность, продолжавшая исходить от России, была недооценена. После смерти Ивана IV к власти в Москве пришел его сын Федор, страдающий каким-то психическим расстройством. Фактически за него управлял брат его жены Борис Годунов (позже провозглашенный настоящим царем России) – расчетливый, волевой и решительный потомок татарских муртадов. Он понимал, что для дальнейшего укрепления российского государства русским, во что бы ни стало, надо захватить еще какое-нибудь «жизненное пространство». Хотя фактически в руках России были важнейшие торговые пути, идущие из Каспийского моря по Волге, ситуация в Нижнем Поволжье была для кафиров далека от идеальной: мусульмане не оставляли желания восстановить на этих землях закон Аллаха, и русские укрепления и гарнизоны подвергались постоянной опасности со стороны Казахстана и Крымского ханства. Досаждали царским колониям ущерб и группы так называемых вольных казаков, считавших себя независимыми от Московского государства и не видевших ничего предосудительного в грабежах русских же торговых караванов (тем более, обычно вольное казачество состояло из беглецов, обиженных на царскую власть, бояр и купцов). В таких условиях от волжской торговли царская казна не могла получать достаточно доходов. Правительство Бориса Годунова решило непременно восстановить русский контроль над Сибирью.

В 1586 г. по уже разведанному казаками Ермака пути в Сибирь неожиданно вторглись русские подразделения под командованием воевод Василия Сукина и Ивана Мясного. Вероятно, мусульмане Сибири слишком расслабились после победы над Ермаком, поэтому снова не смогли оказать вторжению организованного сопротивления. Кроме того, за минувшие военные годы силы ханства были сильно подорваны. Вместо того чтобы восстанавливать разоренное хозяйство, правители улусов воспользовались тем, что Кючем сильно постарел и уже не мог строго контролировать ситуацию, занялись борьбой друг с другом за богатство и влияние.

В 1587 г. на помощь Сукину и Мясному пришло русское подкрепление под командованием Данилы Чулкова. Пользуясь тем, что ханские войска заняты войной с кафирами, против Кючема поднял мятеж Сеид-хан. Мятеж прошел удачно: Сеид-хану удалось быстро захватить столицу ханства Искер и воцариться там. Однако счастье мятежника продлилось недолго: очень скоро Искер захватили русские кафиры, и новоявленный хан попал в плен к Чулкову.

Семь лет на сибирском фронте держалось относительное равновесие. В 1594 г. полуторатысячное войско кафиров под командованием русского князя Андрея Елецкого выдвинулось по Иртышу к устью реки Туры. Кафиры планировали заманить Кючема в засаду мирными переговорами, а затем неожиданно напасть на него и убить. Однако Кючем, прекрасно знавший их коварство, отказался встречаться с Елецким и пытался поднять на борьбу с оккупантами другие мусульманские государства. Но никто не пришел на помощь: от верного исламскому единству Крыма Сибирь находилась на огромном расстоянии, а ногайские мурзы в очередной раз решили поживиться за счет гибели единоверной державы и сами напали на владения Кючема. Они надеялись завладеть частью земель Сибирского ханства, тогда еще не предполагая, что очень скоро их собственные земли окажутся под сапогами русских кафиров, которые выселят всех уцелевших от голода и чумы 1560-х гг. ногайцев на Северный Кавказ. С другой стороны Сибирское ханство неожиданно подверглось вторжению кафиров-калмыков, решивших тоже не оставаться в стороне от дележки земель погибавшего исламского государства.

В 1597 г. русские кафиры приступили к решительному захвату оставшихся им неподконтрольными сибирских земель. Несколько раз, не в силах разгромить сибирские войска в двух – трех битвах, они предлагали Кючему добровольно перейти на службу Борису Годунову, который к этому времени стал настоящим русским царем. Однако Кючем, в отличие от многих своих приближенных, не желал продавать кафирам дин Аллаха и продолжал отчаянное и упорное сопротивление. 20 августа 1598 г. кафирское подразделение воеводы Андрея Воейкова атаковало ставку Кючема возле устья речки Ирмень; в завязавшемся сражении бóльшая часть воинов Ислама, в том числе брат и два внука Кючема, стала Шахидами (инша Аллах!). Пять сыновей хана попали в плен кафирам. Сам Кючем с остатками войска, в том числе младшим сыном, долго скрывался в Барабинской степи на юго-востоке Западной Сибири, пока не был убит в калмыцких владениях предателями из бухарской знати.

После шестнадцатилетней упорной борьбы исламская держава Сибири прекратила свое существование, как и мусульманские государства Идель-Урала. Позже сибирские мусульмане, стремясь сохранить свой дин и не желая подчиняться кафирам, переселились в Казахстан и Среднюю Азию. Очень быстро российское государство превратило Сибирь, которую из-за ее удаленности от русских земель и суровости природных условий свободные люди не горели особым желанием заселять, в место ссылки преступников.

Абу-т-Танвир Кавказский

ИА “ХУНАФА”

الحنفــاء

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Один комментарий на “Держава на исламской крови. Часть 3. Сибирь”

  1. Абдалла:

    НЕ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ!

    брат Абу-т Танвир и администрация, ассаламу алейкум!

    только сейчас начинаю понимать суть серии статей брата Абу-т Танвира, алхамдулиллях что Он дает нам знания посредством таких братьев как автор. читал статью на ДШ интервью Стеллы Дудовой и еще одного человека (имя забыл), там было сказано что войны выигрывают люди с волей и те, кто смогут поломать дух и волю к сопротивлению противника.

    дай Аллах тебе брат, и всем муджахидам информационного (и остальных) фронта, крепкого имана, сил, здоровья, знаний, и успехов в усилии по поднятию нашей воли и слому воли кафиров. АМИН, Аллаху Акбар!

Добавить комментарий

«Не проронит человек и слова, чтобы не записал его находящийся рядом с ним недремлющий страж». Уважаемые мусульмане! На сайте HUNAFA.COM вам предоставлена возможность оставлять свои комментарии и обсуждать публикации. Мы не хотим лишать вас возможности общаться, но вынуждены задать определенные границы, которые просим вас не переступать. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний День, говорит благое или молчит". Просим вас быть корректными и не использовать ненормативную лексику. Тексты ваших сообщений не должны содержать призывов к расовой и национальной нетерпимости, прямых и косвенных оскорблений, ругательств. Сообщения, содержащие куфр, ширк, бид'а, призыв к ним или иным греховным поступкам, будут удалены. Если вы приводите хадис, то укажите его источник и степень достоверности. Если приводите цитату, то укажите, откуда она взята. Если хотите поделиться важной информацией с других сайтов, то пришлите ссылку, не вставляя весь материал. Просим вас писать на кириллице или использовать функцию "перевод транслита", имеющуюся под окном ввода комментария; сообщения, набранные латинским шрифтом, пропущены не будут. Также просим вас быть краткими в своих высказываниях. Ваши сообщения проходят модерацию, и в случае несоответствия правилам, могут быть удалены. Администрация также оставляет за собой право не публиковать и удалять комментарии, которые по нашему мнению могут спровоцировать непонимание и фитну среди читателей. В случае систематических нарушений правил, администратор будет вынужден заблокировать ваш IP адрес и запретить доступ к форуму.

Мы можем больше… но боимся, не хотим, видим себя в да’авате!

Хвала Аллаху Единому, Вечному, который не рождал и не был рожден, и не был Ему равен никто! Благословения и мир […]

Соболезнования по поводу шахады амира Абу Мухаммада Али Ад-Дагестани

بسم الله الرحمن الرحيم Организация «Аль-Каида» в странах исламского Магриба Соболезнования по поводу шахады амира Абу Мухаммада Али Ад-Дагестани Хвала […]

Биография лидера Исламского Эмирата Афганистан муллы Мухаммада Умара

В памяти 19-ой годовщины исторического собрания и избрания Повелителя Верующих (амиру-ль-муъминин) 4 апреля 1996 года в г. Кандагар Биография лидера […]

Шейх Хамид Аль-‘Али: Сомнительный довод «Мы находимся в мекканском периоде»

Вопрос:  Сейчас часто можно услышать  слова некоторых людей о том, что мусульмане  на сегодняшний день подобны мусульманам «мекканского периода», им […]

Доктор Тарик Абду-ль-Халим: Послание нашим братьям-муджахидам на Кавказе

Ас-саляму алейкум ва рахмату-ллахи ва баракатух. Хвала Аллаху, благословение и мир посланнику Аллаха, ﷺ. Дорогие братья, которые были выбраны Всевышним […]