بسم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху, который сказал : Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету.
Благословение и приветствие посланнику Аллаха, сказавшему: Все люди отправляются утром по своим делам, и продающий душу свою либо освобождает ее, либо губит, его семье и всем последователям до судного дня.
Поводом для написания этой статьи послужили неоднократные просьбы братьев из небольшой группы мусульман, разъяснить что такое “амана”. Действительно, в процессе практической исламской работы часто приходится сталкиваться с тем, что разные люди по разному понимают некоторые термины и положения религии, а это неизбежно приводит к разладу, взаимным обидам и прочим фитнам.
Как и некоторые другие термины Ислама, понятие “амана” широко используется среди мусульман, все вроде бы понимают его важность, но, как это не странно, не всегда понимают его смысл.
Амана, аманат ( أمانة аманаh), однокоренное со словом амн (безопасность) и иман (вера). Лексическое значение – 1) надёжность, верность; преданность, честность. 2) вещь, отдаваемая на хранение; заклад. Антоним – слово “хийана“- вероломство, предательство, измена.
Всевышний Аллах использует в своей Книге этот слово в различных значениях. Так Он говорит: “О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на ваши аманаты (вверенное вам имущество) сознательно”. (Добыча, 27)
“Воистину, Аллах велит вам возвращать аманаты (взятое в долг и вверенное на хранение имущество) владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей”. (Женщины, 58).
Он также сказал: “Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя амана (ответственность), но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является крайне несправедливым и невежественным. Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах – Прощающий, Милосердный”. (Сонмы Ахзаб, 72-73).
Комментируя этот аят имам Куртуби, да помилует его Аллах, пишет: “Амана включает в себя все обязанности религии по наиболее достоверному из мнений ученых, и это мнение большинства” (Джами ли-ахкам аль-Куран).
Сказал Ибн Касир, да помилует его Аллах, приведя различные высказывания по поводу амана в этом аяте: “Все они сходятся и возвращаются к тому, что это обязанности, принятие приказов и запретов с их условиями; и тот, кто будет выполнять всё это, будет вознагражден, а кто оставит выполнение этого – подвергнется наказанию; и человек принял этот договор, не смотря на свою слабость, невежество и несправедливость, за исключением тех, кому Аллах оказал помощь… (Тафсир Аль-Куран Аль-Азым).
Шинкытый, да помилует его Аллах, так прокомментировал это слово: “Это комплекс обязательств с тем, что следует за ними из вознаграждения и наказания”. И он также сказал: “Значение (аята) – что любой человек, не хранящий амана является крайне несправедливым и невежественным” (Адва аль-Байан)
От Анаса сообщается, что посланник Аллаха во время проповеди сказал: Нет имана у того, у кого нет аманы, и нет религии у того, у кого нет (верности) договору. (привёл Ахмад, Альбани назвал достоверным в исследовании хадисов книги Ибн Таймиййи “Иман”)
От Абу Хурайры сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Признаков мунафика три: когда он рассказывает – лжёт, когда обещает – нарушает обещание, когда ему доверяю – предаёт. (Аль-Бухари, Муслим)
Хузайфа ибн аль-Йаман сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что амана (залог) был ниспослан в самую основу сердец людей, а потом они узнали об этом из Корана и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет удалён этот залог, сказав: “Заснёт человек ненадолго, и будет взята эта амана из сердца его, после чего останется от него только лёгкий след. Потом снова заснёт он на короткое время, и будет взята эта амана (его полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскалённый уголёк и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет. А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдёт до того, что) будут даже говорить: “Есть среди людей такого-то племени надёжный человек!” И о человеке будут говорить: “Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!” – несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!”(Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал): “И я дожил до такого времени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем вести торговые дела, ибо если человек был мусульманином, то (доверенное) обязательно возвращала мне его религия, если же он был христианином или иудеем, то обязательно возвращал мне это его правитель, а сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то!” (Аль-Бухари)
От Абу Харайры, да будет доволен им Аллах: Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который беседовал с собравшимися людьми, подошёл какой-то бедуин и спросил: “Когда настанет Час этот?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал разговаривать, (не ответив ему,) и некоторые люди сказали: “Он слышал, что сказал (этот бедуин), но ему это не понравилось”, другие же сказали так: “Нет, он не слышал”. Закончив разговор, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Где же спрашивавший о Часе?” (Бедуин) откликнулся: “Я здесь, о посланник Аллаха”. Тогда он сказал: “Жди наступления этого Часа тогда, когда будет погублена амана (т.е. верность религии Аллаха). (Бедуин) спросил: “Как же это будет погублено?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Так будет, если поддержание этого дела будет поручено неспособным, и тогда следует ждать наступления этого Часа!” (Аль-Бухари)
Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: Я сказал (Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует): “О посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня править чем-либо?”, – он же ударил меня рукой по плечу, а потом сказал: “О Абу Зарр, поистине, ты слаб, а (власть) представляет собой нечто доверенное (человеку) (амана), и в День воскресения она обернётся позором и сожалением (для любого) за исключением тех, кто получит её по праву и выполнит то, что ему (как правителю) положено будет делать“. (Муслим)
Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что дочь Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, Хафса овдовела, Умар рассказал: “Я повстречался с Усманом бин Аффаном, да будет доволен им Аллах, и предложил ему в (жёны) Хафсу, сказав: «Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар». (В ответ мне) он сказал: «Я подумаю над этим». И я (ждал несколько) дней, (а потом) он встретил меня и сказал: «Я думаю, что не стану жениться сейчас». (Через некоторое время) я встретил Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, и сказал (ему): «Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар», – (однако) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, промолчал, вообще ничего не ответив мне, и я рассердился на него ещё больше, чем на Усмана. И так прошло ещё несколько дней, после чего к ней посватался Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр и спросил: «Наверное, ты рассердился на меня после того, как предложил мне (в жены) Хафсу, а я ничего не ответил тебе?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Ответить на твоё предложение помешало мне лишь знание о том, что о ней упоминал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, выдать же тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я не мог, а если бы он отказался от неё, то я обязательно взял бы (твою дочь) сам!» (Аль-Бухари)
От Джабира ибн Абдуллах от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: Если человек рассказал что-то, а потом обернулся (чтобы убедиться, что его никто не слышал), то это (то что он рассказал) – амана. (приводят Ахмад, Абу Дауд Тирмизи, который назвал хадис хорошим).
Из вышеприведенных текстов становится ясно, что слово амана включает в себя очень много понятий, которые можно пречислить как:
Верность договору с Аллахом.
Верность договорам с людьми, исполнение обещанного, возвращение оставленного на хранение, уплата долгов.
Управление делами людей (власть).
Надежность, честность.
Сохранение чужих секретов.
Как мы видим, вместе с другими исламскими понятиям амана охватывает все стороны жизни человека, от бытовых и торговых отношений, до политики отношений со Всевышним Господом миров.
Что касается хукма, то, очевидно из вышеприведенных текстов, соблюдение аманы является ваджибом, т.е. шариатской обязанностью, исполнение которой вознаграждается, а невыполнение заслуживает наказания.
Тем более следует опасаться нарушения аманы потому что это один из главных признаков мунафиков, а нифак, как известно опасен именной тем, что проникает в сердце незаметно и скрытно разрушает иман человека, да упасёт нас Аллах.
Нам также кажется необходимым отметить некоторые нарушения аманы, которые получили наиболее широкое распростаранение и последствия которых наиболее губительны.
Не стоит, по видимому, говорить о нарушении аманы со стороны правителей мусульман, т.к. практически все они уже в течении нескольких поколений “работают” исключительно на себя и своих хозяев-кафиров и против Ислама, чего не может не увидеть только слепой.
Другое нарушение важнейшей аманы мы видим со стороны некоторых людей, которых принято относить к учёным. Всевышний Аллах сказал: “Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!” (Семейство Имрана, 187). В своем тафсире Ибн Касир, да помилует его Аллах, говорит: “В этом аяте предупреждение ученым дабы они не следовали по пути (людей Писания) и не подверглись их наказанию; и ученым следует распространять полезные знания ведущие к благим делам и не скрывать ничего из этих знаний, сообщается в хадисе, переданном различными путями от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Тот, кто был спрошен о знании и скрыл его, будет в Судный день взнуздан уздой из огня”. (конец цитаты).
В наши дни мы становимся свидетелями того, как люди, недавно считавшиеся искренними мусульманами, вчера начали позволять себе замалчивать некоторые истины Ислама, объясняя это тактической (или стратегической) необходимостью для сохранения возможности призыва, а сегодня они открыто идут на службу воинственному куфру, называя лучших людей уммы злодеями, вредителями и отступниками! Их лицемерие, проявившееся теперь, имеет, скорее всего, более глубокие корни, и уходят они именно туда, где человек начинает нарушать – иногда почти незаметно для самого себя – аманы, свои обязанности перед Аллахом и людьми.
И упомянем еще одно нарушение аманы – это раскрытие того, что называется военной тайной. К сожалению, это явление бывает иногда так распространено среди муджахидов, что, как рассказывают, амир Хаттаб, да примет Аллах его шахаду, говорил своим подчиненным после изложения плана очередной операции: “Братья, это аманат для всех, кроме жён”, со свойственным ему остроумием намекая на болтливость муджахидов, и по своему великодушию избавляя их от ответственности за эту болтливость.
И надо напомнить, что подобное нарушение аманы может привести к тяжелым последствиям в дунья – помимо провала операции или срыва намеченной исламской работы – гибель, ранение, пленение мусульман, а в судный день человек, виновный в этом, должен будет ответить перед Господом миров.
Мы просим Аллаха сделать нас из числа тех, кто выполняет свои обязательства. Мы просим Аллаха освободить и облегчить положение мусульман, находящихся в руках врагов. Мы просим Его о помощи и победе для всех, кто усердствует на Его пути.
И хвала Аллаху, Господу миров.
Муслим Галанчожский
Хорошо пояснил,ДжазакаЛлах!
jaza kullahu hoir.vam vsem bratya za eti slava kotoryi vy napechatali.hoir vam na putyi Allaha mne 22 let i ya nohjust v Egipte kak mne popast tuda esli put.pisi esli ty shetaesh nujna.pomagi mne pomagi vsem. mne mojna doveryat.
маша Аллах,очень хорошая статья…
Джазякаллаху хайран.
Всевышний говорит в коране-“вы являетесь лучшей из общин,появившихся на благо человечества,повелевая совершать одобряемое,удержи…
salam aleykum ochen chetka napisal mashaALLAH; chto kasaetsya tvoih slov abdulla:
mne 22 let i ya nohjust v Egipte kak mne popast tuda esli put.pisi esli ty shetaesh nujna.pomagi mne pomagi vsem. mne mojna doveryat.
Na pishi mne na milo poobshaemsya inshaAllah esli teb mozhno doveryat, salam aleikum
Братья,совет вам! Не стоит искать пути к выходу на джихад через интернет! Даже через мыло,так как в чате может быть кто угодно,это очень палево! Лучше дождитесь какой нибудь крупной спецоперации муджахидов,когда они хоть и не на много,но появятся в городе или где нибудь в селе,и тогда присоединитесь к ним! Удачи,да поможет вам Аллах!
Ахьмади ладухлаж, са вежари а йежари. Нис йох цу.
Опасно в Интернете с кем попало общаться. Мне предлагали один раз по icq пообщаться, но я отказался.
хвала АЛЛАХУ ГОСПОЛУ МИРОВ, да смилостивится над вами АЛЛАХ и сделает вас из числа обитателей РАЯ. АЛЛАХУ АКБАР!!!
Да уж, хорошо написано.
Спасибо конечно, но нужно расписывать подробнее!
Beautiful! 🙂