بسم الله الرحمن الرحيم
Приближается главный праздник мусульман – праздник жертвоприношения, который начинается 10 числа месяца зуль-хиджжа и длится три дня. В эти дни, с момента завершения праздничной молитвы и до захода солнца 12 зуль-хиджжа, мусульмане совершают жертвоприношения Аллаху Всевышнему, закалывая жертвенных животных.
Мы хотим коснуться нескольких наиболее важных вопросов, касающихся этого вида поклонения.
Сказал Всевышний Аллах: “Молись же Господу своему, и закалывай жертвенное животное”.
По мнению большинства ученых, обряд жертвоприношения в дни праздника является твердо установленной сунной. Среди тех, кто придерживается мнения о его обязательности имамы Абу Ханифа, Аузаи и Аль-Ляйс, да помилует их Аллах, но на путнике, по их мнению, эта обязанность не лежит. Большинство же считает, что совершение жертвоприношения является желательным и для путника.
Как во всяком виде поклонения, обязательным условием в жертвоприношении является наличие намерения достичь своим действием довольства Аллаха.
Человек приносит жертву за самого себя, а также за членов своей семьи, он может также включить в число получающих вознаграждение за его жертву и других людей.
Животными, предназначенными для жертвоприношений, являются верблюды, коровы, овцы и козы.
Овца является достаточно хорошим животным для принесения в жертву за одного человека и членов его семьи, на что указывает хадис, переданный Абу Айюбом аль-Ансари, да будет доволен им Аллах: “Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, человек приносил в жертву овцу за себя и своих домочадцев, и они ели её мясо и раздавали некоторое его количество другим.” (Приводят Ибн Маджа и Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным, также его счел достоверным Альбани).
Верблюд или корова достаточны в качестве жертвенного животного для семерых человек, как об этом сообщается от Джабира ибн Абдуллы, да будет доволен ими Аллах, который передал: “Мы совершили жертвоприношение в Худайбийи вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, один верблюд приходился на семерых, и одна корова – на семерых”. (Муслим).
Жертвенное животное должно достичь определенного возраста, который для ягненка составляет 6 месяцев, для козла – 1 год, для коровы – 2 года и для верблюда – 5 лет. Жертвенное животное не должно иметь дефектов, определенных в хадисе: “Четыре (типа животных) нельзя использовать для жертвоприношения: одноглазое животное, изъян которого очевиден, больное животное, болезнь которого очевидна, хромое животное, хромота которого очевидна, и сильно истощенное животное” (приводят Абу Дауд и Насаи, Альбани счел достоверным).
Мужчины или женщины, намеренные принести жертву, даже если они сами не собираются её закалывать, с наступлением месяца зуль-хиджжа не должны стричь и удалять другим способом волосы и ногти до совершения жертвоприношения, как об этом сообщается в хадисе, приведенном Муслимом.
Желательным для них в день жертвоприношения является не есть ничего, пока не будет приготовлено мясо жертвенного животного, на что указывают многочисленные хадисы, часть из которых достоверна.
Человеку лучше собственноручно заколоть жертвенное животное, если он не делает этого, то присутствовать при закалывании.
При закалывании следует произнести بسم الله والله أكبر اَللَّهُمَّ هَذا عَنّي وَعَن أهْلِ بَيْتي (Во имя Аллаха, Аллах Привелик! О Аллах, это от меня и от моей семьи), или упомянуть людей, от чьего имени совершается жертвоприношение.
Мясо желательно разделить на три части: треть для семьи, треть для раздачи в качестве подарка и треть для раздачи в качестве милостыни.
Исламские ученые согласны, что не разрешено продавать что-либо из мяса, жира или шкуры жертвенного животного.
Законность сбора и отправки средств, предназначенных для совершения жертвоприношения из одной местности в другую, остается вопросом разногласий. Некоторые ученые, к примеру, шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, придерживаются той точки зрения, что, во-первых, мясо жертвенных животных не есть само по себе милостыня; во-вторых, в случае закалывания животных в другом месте вряд ли кто-нибудь упомянет при этом имя того, кто отправил деньги на покупку; в-третьих, это может привести к потере в данной местности такого важного знака Ислама, как обряд жертвоприношение.
Однако нам кажется более правильной точка зрения шейха Абдуллы ибн Джибрина, да помилует его Аллах, который отстаивал ту позицию, что отправка денег из богатых стран в бедные для совершения там обряда жертвоприношения является проявлением исламской солидарности.
Со своей стороны, мы хотели бы добавить, что в условиях, когда Умма ведет оборонительную войну, которая в данных обстоятельствах является главнейшей обязанностью после самой веры, нет никаких сомнений, что мусульмане должны устремлять как можно больше сил и средств на поддержку джихада. Поэтому мы призываем братьев и сестер направлять предназначенные на жертвоприношение средства на нужды муджахидов. Тем самым достигается два великих блага: исполнение обряда жертвоприношения и участие в джихаде.
Мы хотим также отметить, что к нуждам джихада безусловно относится и материальная помощь семьям шахидов, пленных и муджахидов, ведь воюющие на пути Аллаха братья стараются выделить из своих средств долю на поддержку самых слабых.
Мы также хотим обратить внимание, что, хотя, в общем случае, жертвоприношение лучше, чем милостыня, даже если муджахидам не удастся купить и заколоть жертвенных животных, и присланные деньги будут использованы ими на другие цели, всё равно более главная сегодняшняя задача – а именно помощь джихаду – будет выполнена.
И средства, израсходованные на то, чтобы заколоть барашка где-нибудь в Германии или Дании, не сравнятся по вознаграждению, со средствами, израсходованными сегодня на джихад на пути Аллаха.
“Неужели поение паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и сражался на пути Аллаха? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей”.
А Аллаху известно лучше.
Зелимхан Мерджо
ИА “ХУНАФА”
الحنفــاء