بسم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому мы взываем о помощи и молим о прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведёт Аллах по прямому пути, того никто не собьет, а кого Он сбил, того никто не наставит на правильный путь. Мы свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его Посланник.
А затем:
В связи с участившимися попытками приверженцев нововведений из числа х1абашитов (которые особенно распространились среди вайнахов), ашаритов, матуридитов, суфистов, и других людей новшеств, посеять фитну и сомнения среди искренних мусульман, касательно темы Таухида Имен и Атрибутов Аллаха, и отвратить людей от даавата Ахлю-Сунна уаль Джамаа, было решено написать небольшое разьяснение по этому вопросу, чтобы возвысить Слово Аллаха, и Сунну Его Посланника, и устранить бида, которое распространяют эти заблудшие.
Также отметим, что в данной работе постараемся коснуться в основном вопроса возвышенного положения Аллаха над Троном, но кратко коснемся и иных атрибутов Всевышнего Аллаха, субханаху уа Тааля.
Начнем с того, что возвышенное положение Аллаха над творениями, без уподобления творениям, и без вопроса “Как?” – это единое мнение всех мусульман ахлю Сунна уаль Джамаа от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и до наших дней.
Доказательства на возвышенное положение Аллаха над творениями пришли в Коране, Сунне, и иджма сподвижников, табиинов и имамов четырех мазхабов.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ КОРАНА
Аллах повторил эту тему много раз в Кор’ане.
Он сказал:
“Поистине, Господь ваш – Аллах, Который создал небеса и землю в шесть дней, а потом возвысился над Троном” (аль-А’раф 7/54).
И Он сказал:
“Истинно! Господь ваш – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, потом возвысился над Троном” (Юнус 10/3)
И Он сказал:
“Аллах – тот, Кто воздвиг небеса без опор, которые бы видели, потом возвысился над Троном “ (ар-Ра’д 13/2).
И Он сказал:
“Милосердный – Он возвысился над Троном “ (Та Ха 20/5).
И Он сказал:
“Вот сказал Аллах: ‘О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя ко Мне” (Аль’Имран 3/55).
И Он сказал:
“Нет, Аллах вознес его (Ису) к Себе; ведь Аллах Велик, Мудр” (Ан-Ниса’ 4/158).
И Он сказал:
“К Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает” (Фатир 35/10).
И Он сказал:
“И сказал Фираун: О Хаман! Выстрой мне башню, может быть, я дойду до путей – путей в небеса, и поднимусь к Богу Мусы; я ведь думаю, что он [Муса] лжец “ (Гафир 40/36-37).
И Он сказал:
“Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе, что Он не заставит землю поглотить вас? И вот она движется. Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе, что Он нашлет на вас вихрь, и камни с неба? И узнаете вы, каково Мое увещание” (аль-Мульк 67/16-17).
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ СУННЫ:
Передали Бухари и Муслим в «Сахихах» от посланника Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если кто-либо из мужчин позовёт свою жену в постель, а она откажет ему, тот, кто пребывает на небесах, не перестанет гневаться на неё до тех пор, пока муж снова не будет доволен ею!» (Бухари, 5193, Муслим, 1436)
Имам Сунны Ахмад ибн Ханбаль в «Муснаде» передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лишь прекрасная вещь вознесется к Аллаху». (Муснад, 418, «Ирва аль галиль» №886)
Также сказал Посланник Аллаха в хадисе переданном Бухари и Муслим:
“Вы не доверяете мне, тогда как мне доверяет Тот, Кто на небесах?” (Аль-Бухари, 4351, Ибн Хузейма, 2373 и другие).
Передал Абу Дауд с хорошим иснадом, что Посланник Аллаха сказал: “Трон – над водой, и Аллах – на Троне; Он знает, что вам предстоит” (Абу Дауд)
И слова Посланника, в хадисе о дуа для лечении болезни:
«Наш Господь, Аллах, Кто на небесах, да святится Имя Твое..» (Абу Дауд, 3394, иснад хасан).
От Посланника Аллаха, что он сказал: “Когда приступил Аллах к сотворению мира, он написал в своей Скрижали, и она была с ним, над Троном: “Воистину, моя Милость опережает мой Гнев” (Иснад – достоверный, Ахмад, 7187)
И слова посланника, рабыне:
“Где Аллах?” И она ответила: “На небесах”. И он спросил: “Кто я?” И она сказала: “Ты – посланник Аллаха”. И он сказал: “Отпустите ее на волю; она – верующая” (Муслим 537).
Передал также имам Аз-Захаби со слов Джарира, что Посланник Аллаха сказал: «Не проявит милосердие Тот кто в небесах, тому, кто не проявляет милосердие на земле» (см. «Мухтасар Аль Улюв, 84, иснад достоверный)
и таких хадисов огромное количество, поэтому не будем удлиннять текст и перейдем к словам саляфов – сподвижников, табиинов, табии табиинов и имамов 4 мазхабов
ТОЛКОВАНИЯ СПОДВИЖНИКОВ И ТАБИИНОВ
В этом разделе мы перечислим высказывания сподвижников о возвышенном положении Аллаха над творениями, однако сначала скажем немножко о тафвиде- втором мазхабе ашаритов, которые говорят, что под словами “Ар Рахман аля аль арши стауа” – “Милостивый вознеся на Трон”- не содержат для нас никакого смысла, и эти слова воспринимаются для нас как бессмысленное сочетание звуков, не подлежащее толкованию – и приведем опровержение на это – как это понимали саляфы – праведные ученые нашей общины – сподвижники Пророка, табиины, и другие алимы, чтобы каждый мог сравнить их понимание с пониманием заблудших течений.
Привел имам Аль Бухари от Абу Бакра, что когда умер Посланник Аллаха, Абу Бакр сказал:
من كان يعبد محمدا فان محمدا قد مات ومن كان يعبد الله فان الله في السماء حى لا يموت
«Кто поклонялся Мухаммаду – то Мухаммад умер, а кто же поклонялся Аллаху – то Аллах на небесах, Живой, и не умирает»
(См. «Тарих аль Кабир» имама Бухари, 1-202)
Слова Умара ибн Аль Хаттаба, да будет доволен им Аллах, о Хауле, когда она остановила его и пожаловалась ему. Он стоял с ней долго, и затем сказал о ней:
هي خولة بنت ثعلبة سمع الله قولها من فوق سبع سماوات
«Эта женщина – ее жалобу слышал Аллах с семи небес»
(См. Аль Бухари, 2-494)
Привел Аль Бейхакы от Абдуллаха Ибн Масуда с достоверным иснадом:
ما بين السماء السماء الدنيا والتي تليها خمسمائة عام وبين كل سماء مسيرة خمسمائة عام وبين السماء السابعة وبين الكرسي خمسمائة عام، وبين الكرسي وبين الماء خمسمائة عام، والعرش على الماء والله تعالى فوق العرش، وهو يعلم ما أنتم علية” إسناده صحيح
“Между первым небом и тем что над ним расстояние 500 лет, между каждыми небесами расстояние 500 лет, между седьмым небом и Престолом расстояние 500 лет, между Престолом и водой расстояние 500 лет, и Трон над водой, и Аллах над Троном, и ничего из ваших дел не сокрыто от Него”
(Cм. “Аль Асма уа ас Сыфат” Аль Бейхакы, стр 401)
Передал ученый-саляф по языку, Фара’, от Ибн Аббаса, что тот сказал в толковании аята: «А затем вознесся на Трон»
وقد قال ابن عباس في ( ثم استوى إلى السماء ) صعد وهو كقولك للرجل كان قاعدا فاستوى قائما
– то есть -«Возвысился», и это как слова – “Мужчина был сидевшим, затем истауа и стал стоящим..”
(См. «Асмау уа Ас Сыфат» Аль Бейхаки, 167)
Также Ибн Аббас сказал:
عن ابن عباس ، رضي عنهما ، قال : تفكروا في كل شيء ، ولا تفكروا في ذات الله عز وجل ، فإن بين السماء السابعة إلى كرسيه سبعة آلاف نور ، وهو فوق ذلك
«Размышляйте о чем угодно, но не размышляйте о Сущности Аллаха, поистине, между седьмым небом и Курси (престолом) семь тысяч светов , а Он над всем этим».
(см. Байхакы в «Асмау уа сифат», 2-323)
Передал Имам Аль Лялякаи, что Ибн Аббас, комментируя слова Аллаха, где Всевышний сообщает о том, что Иблис сказал Ему: «А затем я буду подходить к ним (людям) спереди их и сзади, справа и слева от них, и Ты не найдешь большинство из них благодарными», сказал:
لم يستطع أن يقول من فوقهم ؛ علم أن الله من فوقهم
«И не смог он сказать – « (зайду к ним) сверху их», так как знал, что Аллах – Тот, кто сверху их»
(см. «Шарх усуль аль иттикод ахли Сунна уаль Джамаа» Аль Лялякаи, 3/397, иснад – хасан)
Имам Бухари приводит следующие слова Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими:
وقال بن عباس رضي الله عنهما : لما كلم الله موسى كان النداء في السماء وكان الله في السماء
“Когда Аллах разговаривал с Мусой, был возглас в небесах, и Аллах был в небесах”.
(См. “Хальк ‘афаль ‘Ибад” Имама Аль Бухари, стр 53)
Говорила жена Пророка Зейнаб другим женам Пророка:
فَكَانَتْ تَفْخَرُ عَلَى أَزْوَاجِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَقُولُ زَوَّجَكُنَّ أَهْلُوكُنَّ وَزَوَّجَنِي اللَّهُ مِنْ فَوْقِ سَبْعِ سَمَاوَاتٍ
«Вас поженили ваши семьи, а меня выдал замуж сам Аллах с высоты семи небес»
(см. Тирмизи, 3137, иснад хасан сахих, также передали Бейхакы и Бухари)
Когда Ибн’Аббас вошел к ‘Аише, а она была при смерти, он сказал ей:
كنت أحب نساء رسول الله صلى الله عليه وسلم ولم يكن يحب إلا طيبا وأنزل الله براءتك من فوق سبع سموات
«Ты была самой любимой из жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) для него, а он не любил ничего, кроме благого, и Аллах ниспослал твое оправдание с высоты семи небес».
(См. Ад Дарими «Родд аля Джахмия», 27, и Ахмад в «Муснаде», 2336, 2496 и иснад его сахих)
Передает Ибн Абдель Барр, что когда сподвижник ‘Абдуллах ибн Раваха, да будет доволен им Аллах, совершил половое сношение со своей рабыней, жена спросила его: «Был ли ты с ней?». Он ответил: «Нет». Тогда она потребовала от него почитать Коран, чтобы убедиться, что между ними ничего не было, поскольку осквернившемуся не дозволяется читать Коран. И он продекламировал стихи, уклоняясь, таким образом, от чтения Корана:
شهدت بأن وعد الله حق … وأن النار مثوى الكافرينا
وأن العرش فوق الماء طاف … وفوق العرش رب العالمينا
وتحمله ملائكة كرام … ملائكة الإله مسومينا
«Засвидетельствовал я, что обещание Аллаха – Истина,
И что Огонь – обитель для неверных,
И что Трон – сверху воды,
А сверху Трона – Господь Миров.
Несут его благородные ангелы,
Ангелы Господа отмеченные»
(см. Ибн Абдель Барр, в «Истиаб», 3/900, также передал Дарими и другие имамы)
И сказал Абдуллах Ибн Умар Ибн Аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах:
وعن ابن عمر رضي الله عنهما قال ( خلق الله أربعة أشياء بيده : العرش والقلم وعدن وآدم ثم قال لسائر الخلق كن فكان ) .
«Сотворил Аллах 4 вещи своими руками: Трон, Перо, Рай, и Адама, затем сказал остальным творениям «Будь!», и они появились»
(Передал Дарими в «Родд Аля Джахмия», 35, и Ибн Джарир Ат-Табари в тафсире, 21-238, и иснад этого сообщения достоверный)
Если бы саляф обессмысливали выражение «рука», или толковали этот атрибут как либо иначе, разве бы делал бы Ибн Умар такой тафсир?
Говорил табиин Масрукъ об Аише, когда передавал от нее хадисы:
قال حدثني الصديقة بنت الصديق رضي الله عنهما حبيبة رسول الله المبرأة من فوق سبع سموات
«Рассказала мне правдивая, дочь правдивого (Абу Бакра), да будет доволен ей Аллах, которую оправдал Аллах свыше семи небес»
(Передали Ибн аль Каййим в «Иджтима», 90, и Ибн Хаджар аль Аскалани в «Тахзиб ат тахзиб», 12/386)
Рассказывал табиин Катада, ученик Ибн Аббаса, что сказали Бану Исраиль:
يا رب أنت في السماء ونحن في الأرض فكيف لنا أن نعرف رضاك وغضبك قال إذارضيت استعملت عليكم خياركم وإذا غضبت استعملت عليكم شراركم
«О Господь! Ты на небесах, а мы на земле, как же нам узнать когда ты гневаешься, а когда доволен нами?» И ответил Аллах: «Когда Я доволен вами, я ставлю над вами правителем лучших из вас, а когда гневаюсь на вас, ставлю над вами худших из вас»
(Передал мухаддис-саляф Ад-Дарими в «Родд аля Джахмия», 59, иснад хасан)
Передают от Кааба, табиина, что тот сказал:
قال الله في التوراة أنا الله فوق عبادي وعرشي فوق جميع خلقي وأنا على عرشي أدبر أمور عبادي لا يخفى علي شيء من أمر عبادي في سمائي ولا أرضي وإلي مرجع خلقي فأنبئهم بما خفي عليهم من علمي أغفر لمن شئت منهم بمغفرتي وأعاقب من شئت بعقابي
«Сказал Аллах в Таурате: «Я Аллах, Возвышенный над своими рабами, и Трон мой – над всеми моими творениями, и я – над Троном своим, распоряжаюсь делами творений, и не скрывается от Меня ничего из дел их на земле и на небесах, и ко Мне – возвращение всех моих творений, и оповещу их о том, что было скрыто от них из моего Знания, и прощу кого пожелаю из них, своим Прощением, и накажу, кого пожелаю из них, своим наказанием»
(Передал Абу Шейх в «Азыма», 2/39, а также Ибн Батта, Ибн Аль Каййим, и другие, и иснад его достоверный)
Передается от Хасана Аль Басри, табиина, что сказал он:
ليس شيء عند ربك من الخلق أقرب إليه من إسرافيل وبينه وبين ربه سبعة حجب كل حجاب مسيرة خمسمائة عام وإسرافيل دون هؤلاء ورأسه تحت العرش ورجلاه في تخوم السابعة
«Нет ничего из творений, более близких к Господу, чем ангел Исрафил (из числа несущих Трон), и между ним, и между Господом, 70 покрывал, и каждое равно 500 годам пути, и Исрафил за ними всеми, и голова его под Троном, а плечо – на пределах седьмого неба»
(Передал Ибн Кудама в «Исбату сыфат аль улюв», 111, также Захаби, и упомянул об этом асаре Багави в своем тафсире)
Сказал таабиин Рабии Ибн Аби АбдурРахман, учитель имама Малика:
الاستواء غير مجهول والكيف غير معقول ومن الله الرسالة وعلى الرسول البلاغ وعلينا التصديق
«Аль-истава – не является для нас неизвестным, а то – каким образом оно произошло – не вообразимо, и на Аллахе – послание, на Посланнике – доведение его до нас, а на нас- вера в него»
(См. «Шарх улуль аль иттикод Ахли Сунна Уаль Джамаа» , Лялякаи 3-39)
Сказал табии табиин Хаммад Ибн Зейд, и также передает через него имам Аз-Захаби от его учителя, табиина Аюба Сахтияни, что сказали они о сектах мутазилитов и джахмитов:
إنما مدار القوم على أن يقولوا ليس في السماء شيء
«Воистину, основа их в том,, чтобы сказать: нет никого над небесами»
(см. «Мухтасар аль-Улюв», 132, иснад его достоверен, а от Хаммада Ибн Зейда передали Абдуллах Ибн Ахмад в «Сунна», 1-118, Ибн Батта в «Ибана», 3/194, имам Ахмад в «Муснаде», 6/457, № 27627 и другие имамы)
Передал имам Аль-Лялякаи, а также другие имамы с хорошим иснадом от табиина Дахакка, что он сказал об аяте: «Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым»:
قال هو الله على العرش وعلمه معهم
«Он, Аллах, над Троном, а знание его с ними»
(см. «Шарх усуль аль иттикод ахли Сунна уаль джамаа» Аль Лялякаи, 2/92)
И такой тафсир этого аята – мутаватир от саляфов, передан по разным цепочкам от Малика, Суфьяна Ас-Саури, Ахмада, и многих других уляма, и сказал великий саляф, алим-маликит Абу Умар Ибн Абдель Барр:
وقال أبو عمر أيضا أجمع علماء الصحابة والتابعين الذين حمل عنهم التأويل قالوا في تأويل قوله ما يكون من نجوى ثلاثة إلا هو رابعهم هو على العرش وعلمه في كل مكان وما خالفهم في ذلك أحد يحتج بقوله
Собрались ученые сподвижники и табиины, от которых передается тафсир, на толковании к словам Аллаха: «Нет тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым», что сам Он на Троне, а его знание во всех местах, и не противоречил им в этом никто, в чьем слове у нас была бы нужда. (Аль-Улюв, 572)
И сказал Мукотиль Ибн Хайан, табиин:
بلغنا والله أعلم في قوله عز و جل هو الأول والآخر والظاهر والباطن الأول قبل كل شيء والآخر بعد كل شيء والظاهر فوق كل شيء والباطن أقرب من كل شيء وإنما يعني القرب بعلمه وقدرته وهو فوق عرشه وهو بكل شيء عليم
«Пришли мы к тому, а знание у Аллаха, что в словах Всевышнего: «Он – Первый и Последний, Явный и Ближайший»: «Первый» – значит, что не было ничего до него, и «Последний» – значит, что не будет ничего после него, «Явный» – что он сверху всего, и «Скрытый» – ближе, чем что либо, и имеем ввиду здесь только то, что близок он своим Знанием, и своей Мощью, а сам Он – над Троном своим, и ему известно обо всякой вещи»
(Передал Бейхакы в «Асмау уа Сыфат», 2/173)
Передает Имам Аль Бухари от Садка слова табиина Сулейман Ат Тейми:
سليمان التيمي يقول : لو سئلت أين الله لقلت في السماء فإن قال فأين كان عرشه قبل السماء لقلت على الماء فإن قال فأين كان عرشه قبل الماء لقلت لا أعلم
“Если меня спросят “Где Аллах?” Свят Он и Высочайш. То я скажу: “На небесах”. Если меня спросят: “А где был Его Трон до создания небес?”. То я скажу: “Над водой”. А если спросят меня: “А где был Трон до создания воды?”. Я отвечу: “Не знаю”.
Дополнил эти слова Имам Бухари:
قال أبو عبد الله وذلك لقوله تعالى ولا يحيطون بشيء من علمه إلا بما شاء يعني إلا بما بين
Сказал Абу Абдуллах (т.е. я, Аль-Бухари) – “И это в соответствии со Словами Аллаха: ” Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает” (2-255), то есть кроме того, что разьяснено Аллахом”.
(См. Бухари в книге “Хальк ‘афаль ‘Ибад” стр. 37, и Лялякаи “Шарх усул И’тикьад”, 3/401.)
И здесь видно, что имам Аль Бухари отнёс возвышенное положение Аллаха к тому, что ясно, и разьяснено Аллахом, и это опровергает мазхаб отрицающих и обессмысливаюших Его Атрибуты.
Сказал имам Аль Аузаи, алим из поколения заставшего табиинов:
قال الأوزاعي رحمه الله ( كنا والتابعون متوافرون نقول إن الله عز وجل فوق عرشه ونؤمن بما ورد في السنة من صفاته
«Мы и табиины в один голос говорили, что Аллах хвала Ему, над Троном, и верили в то что пришло из Сунны из Его Атрибутов»
(см. «Асмау уа Ссыфат» Аль Бейхакы, 515, иснад сахих)
Во что же мы должны веровать, если эти люди утверждают, что все эти слова не несут в себе никакого смысла? Веровать в буквы и звуки? И долго еще эти философы будут издеваться над разумами исламской Уммы?
Передают от Муджахида, великого табиина, имама тафсира, что он сказал:
قال : ( بين السماء السابعة وبين العرش سبعون ألف حجاب فما زال موسى عليه السلام يقرب حتى كان بينه وبينه
حجاب فلما رأى مكانه وسمع صريف القلم {قال رب أرني أنظر إليك}
«Между седьмыми небесами и между Троном 70000 хиджабов (покрывал), и не прекращал Муса приближаться, пока не осталось между Мусой и Троном одно покрывало, и когда он увидел свое место, и услышал скрип Пера, сказал: «О Господь мой, позволь мне взглянуть на Тебя»
(Передал Бейхакы в «Асмау уа Сыфат», 508, и Абу Шейх в «Азыма», 2/690, и сказал Аз-Захаби: «достоверно от Муджахида», сказал Альбани: «Сахих»)
Также передается от Муджахида, что он делал тафсир слова «истауа» как возвышение над Троном. Это передали Бухари в «Сахихе», Фирьяби, Захаби в «Мухтасар улюв», 102, и см. также «Фатхуль Бари,»13-405, где Ибн Хаджар цитирует его, и это сообщение достоверно.
Так как же, если сам Муджахид, который 10 раз сдавал тафсир Ибн Аббасу, придавал очевидный смысл этим текстам (возвышенность над творениями), а какие то выкормыши греческих философов хабашиты, ашариты и суфии будут лишать их смысла или искажать его, утверждая что это мазхаб саляф?
Хвала Аллаху, единое мнение сподвижников и табиинов стало ясно, однако не будем на этом останавливаться и подкрепим это высказываниями других учёных саляф, а также имамов четырёх мазхабов.
продолжение следует…
Абу Иса Ас-Саляфи, Дамаск, 1430 год хиджры.
Отдел писем ИА “ХУНАФА”