продолжение
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДРУГИХ УЧЁНЫХ
Передается также от имама, муджахида, шейх уль Ислама Абдуллаха Ибн Аль Мубарака:
صح عن علي بن الحسن بن شقيق قال قلت لعبد الله بن المبارك كيف نعرف ربنا عزوجل قال في السماء السابعة على
عرشه ولا نقول كما تقول الجهمية إنه هاهنا في الأرضفقيل هذا لأحمد بن حنبل فقال هكذا هو عندن
Спросил Али Ибн Шакык у Абдуллаха Ибн Мубарака: «Как нам познать нашего Господа?» Ответил имам Ибн Аль Мубарак: «На седьмом небе, над Троном своим, и не говорим мы как говорит джахмия, что он здесь, на земле».
И сказал об этом асаре Имам Ахмад Бин Ханбал: «Также говорим и мы»
(см. «Сунна» Абдуллаха Ибн Ахмада Ибн Ханбала, 72 – иснад сахих)
Передается от АбдуЛлаха ибн Ахмада в «Радд аля-ль-джахмиййа» с иснадом от Абдуллаха Ибн Мубарака:
وروى عبد الله بن أحمد في الرد على الجهمية بإسناده عن ابن المبارك أن رجلا قال له يا أبا عبد الرحمن قد خفت الله من كثرة ما أدعو على الجهمية
قال لا تخف فإنهم يزعمون أن إلهك الذي في السماء ليس بشيء
Один человек сказал ему: «О, Абу АбдурРахман, я боюсь, что слишком много делаю дуа против джахмитов» Он сказал ему: «Не бойся, он заявляют, что Твой Бог, который над Небесами – ничто» (Аль-‘улув, стр. 150)
Сказал хафиз Бишр Ибн Умар Аз Захрани, ученый саляф умерший в 208 году и слышавший от Исхака и Ахмада:
سمعت غير واحد من المفسرين يقولون الرحمن على العرش استوى على العرش إرتفع
Слышал я от множества толкователей Корана, говорили они в смысле аята: «Милостивый (истауа) над Троном» – значит «Иртафа’» (возвысился) над Троном.
(Аль Лялякаи, «Шарх усуль иттикод ахли Сунна», 3/397, иснад сахих)
Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр, великий ученый маликитского мазхаба:
أهل السنة مجمعون على الإقرار بالصفات الواردة في الكتاب والسنة وحملها على الحقيقة لا على المجاز
“Ахлю Сунна собрались на подтверждении атрибутов, пришедших в Книге и Сунне, и принимают их на их очевидном значении, а не на переносном”
(См. «Шарх Муватта»)
Передал Имам Бухари, что сказал великий табии табиин Фудейл Ибн Йад:
“إذا قال لك جهمي أنا أكفر برب يزول عن مكانه: فقل أنا أؤمن برب يفعل ما يشاء
«Если скажет тебе джахмит: я не верю в Господа, который спускается со своего места (т.е. на ближнее небо в последнюю треть ночи), то ответь: «Я верю в Господа, который делает всё, что пожелает.»
(см. «Хальк Афалиль Ибад» Аль Бухари, стр 36)
Сказал имам Малик:
الاستواء معلوم , والكيف مجهول , والإيمان به واجب , والسؤال عنه بدعة
«Вознесение известно (معلوم – то есть его смысл охвачен знанием), а как оно произошло – неизвестно, и иман в него – уаджиб, а вопросы о том как оно произошло – бид’а»
(см. «Тафсир Куртуби, 7-219, «аль-Хилья» (6/325-326), «ат-Тамхид» (7/151), иснад сахих)
Сказал также имам Рабии Ибн Аби Абдур-Рахман, учитель имама Малика:
الاستواء غير مجهول والكيف غير معقول ومن الله الرسالة وعلى الرسول البلاغ وعلينا التصديق
«Аль-истава – не является для нас неизвестным, а то – каким образом оно произошло – не вообразимо, и на Аллахе – послание, на Посланнике – доведение его до нас, а на нас- вера в него»
(См. «Шарх улуль аль иттикод Ахли Сунна Уаль Джамаа» , Лялякаи 3-39)
И из этих двух асаров следует две великие основы, а также опровержение всем заблудшим сектантам:
1. Первая основа понимается из слов имама Малика и его шейха – «Истава известно», означают, что смысл истауа нам известен, и мы не обессмысливаем это выражение, и не подменяем его смысл на другой, а придаем ему его очевидный смысл – возвышенность Аллаха над творениями и вознесение Его на Трон.
И как говорит об этом сам имам Малик в другом месте в передаче от Абу Дауда от Абдуллаха бин Нафи:
قال مالك بن أنس : الله في السماء وعلمه في كل مكان
«Малик сказал: «Аллах на небе, а Его знание везде»
(см. Ибн Абд аль-Барр в «ат-Тамхид» 7/138, Абу Дауд в «Масаиль аль-Имам Ахмад», 263)
2. Вторая основа это то, что следует из слов Малика: «То, как это произошло – неизвестно» – то что мы не задаем вопрос, как произошло вознесение Аллаха над Троном, и не пытаемся понять это разумом, представить это, или обьяснить логическими рассуждениями.
И тот, кто говорит: «если Аллах вознесся над Троном, то получается, что он ограничен этим Троном», тот возводит на Аллаха страшную ложь, и уже уподобил его творениям, и залез в это «Как?». Ведь он сначала представил себе вознесение творения, затем понял, что в таком случае это творение будет ограниченно, и затем перенес это понимание на Аллаха. Но пречист Аллах, и не делаются в отношении него все эти выводы, которые они делают в отношении творений, и вознесся Он так, как это пригодно для Его Величия, и мы не вдаемся в вопрос «Как?», в отличие от философов, отрицающих сифаты Аллаха.
Сказал имам Куртуби, рахимахуЛлах на которого любят ссылаться нововведенцы когда им выгодно:
قال الإمام أبو عبد الله القرطبي صاحب التفسير الكبير (وقد كان السلف الأول رضي الله عنهم لا يقولون بنفي الجهة ولا ينطقون بذلك بل نطقوا هم والكافة بإثباتها لله تعالى كما نطق كتابه وأخبرت رسله ولم ينكر أحد من السلف أنه استوى على العرش حقيقة وخص العرش بذلك لأنه أعظم المخلوقات وإنما جهلوا كيفية الاستواء فإنه لا تعلم حقيقته قال مالك: الاستواء معلوم – يعني في اللغة – والكيف مجهول والسؤال عنه بدعة
«И были праведные предшественники на том, что не отрицали они от Аллаха понятие стороны, и не произносили его, но говорили они об утверждении ее, что сказал Аллах в Его Книге и о чем сказано Его Посланниками, и не отрицал ни один из саляф что воистину Он, хвала Ему, вознесся на Трон в истинном смысле, и выделяется этим Арш, потому что он величайший из творений, и только не знали саляфы “кейфията” (образа) Возвышения, поистине невозможно (постигнуть) истинности его. Сказал Малик: Возвышение известно,- то есть в языке, – каким образом неизвестно, а вопрос об этом – новшество»
(см. «Тафсир Куртуби», 7/219)
Имам Ибн Касир в толковании к аяту 7-54 где упоминается вознесение Аллаха над Троном, сказал:
«Люди высказывали очень много мнений по поводу вознесения Аллах на Трон, и здесь не место для их подробного изложения. В этом вопросе мы следуем дороге праведных предков: Малика, аль-Аузаи, ас-Саури, Лейса ибн. Саада, аш-Шафии, Ахмада, Исхака бин Рахавейхи и других. ранних и поздних выдающихся алимов. Мы признаем вознесение Аллаха так, как это пришло в Коране и Сунне, не задавая вопрос «Как?», не уподобляя человеческим качествам, и не отрицая его истинное значение.
Мы отрицаем тот очевидный смысл божественных качеств, который вооброжают себе те, кто уподобляет Аллаха творениям. Аллах не похож на Свои творения. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура, 11).
Истина заключается в словах выдающихся мусульманских богословов, одним из которых был Нуейм б. Хаммад аль-Хузаи, учитель имама аль-Бухари. Он сказал: «Кто уподобляет Аллаха Его творениям, тот является неверующим, и кто отрицает качества, которыми Аллах охарактеризовал Себя, тот также является неверующим».
Качества, которыми Аллах охарактеризовал Себя и которыми Его охарактеризовал Его посланник, не подразумевают сходства Аллаха с творениями.
И всякий, кто признает качества Всевышнего Аллаха, упомянутые в ясных аятах и достоверных сообщениях, в той форме, которая соответствует величию Аллаха, и отвергает от Всевышнего Аллаха любые недостатки, тот следует прямым путем»
(см. Тафсир Ибн Касира, 3/426)
Говорит Ибн Джарир Ат-Табари в своем тафсире:
وأوْلى المعاني بقول الله جل ثناؤه:”ثم استوى إلى السماء فسوَّاهن”، علا عليهن وارتفع، فدبرهنّ بقدرته، وخلقهنّ سبع سموات
«И главный смысл в высказывании достохвального Аллаха «…затем вознесся на небо и придал ему форму семи небес», Аллах поднялся над небом и благодаря Своему могуществу превратил его в семь небес».
И затем начал доказывать правильность этого мнения.
(см. Тафсир Табари, 1/430)
Как мы видим, и Ибн Джарир Ат-Табари, тафсир которого – лучший из тафсиров по единогласию Уммы, и названный учеными «Шейх уль муфассирин», утверждал очевидный смысл этих слов, и не отрицал и не обессмысливал слова Аллаха и Его Посланника, как это делают заблудшие сектанты. Неужели и этот ученый, собравший в своем тафсире все толкования саляф, не знал истинный смысл их слов, и тоже впал в заблуждение, как они утверждают?
Мы ответим: нет, и еще раз нет! Вся эта философия появилась в позднее время, и она не является ничем подкрепленной, и такой абсурд не говорил никто из саляф. Хвала Аллаху это стало ясно.
Сказал Имам ат-Тирмизи, да смилуется над ним Аллах, в своем “Сунане”, после того как привел хадис от Абу Хурейры, где Посланник Аллаха сказал:
: إن الله يقبل الصدقة ويأخذها بيمينه فيربيها لأحدكم كما يربي أحدكم مهره حتى إن اللقمة لتصير مثل أحد وتصديق ألم يعلموا أن الله هو يقبل التوبة عن عباده ويأخذ الصدقات و يمحق الله الربا ويربي
“Поистине Аллах принимает милостыню, беря её в Свою Правую Руку и взращивает её для каждого из вас подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока не достигнет она размеров горы Ухуд. Подтверждение же этому в Словах Аллаха: «Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов и берет от них пожертвования, что Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный? (.Тауба,104)
Сказал Имам Ат Тирмизи:
«Это хороший достоверный хадис, подобный, передается так же через Аишу от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Многие из ученых сказали по поводу этого, а также о других подобных хадисах про Сифаты и Снисхождение Господа каждую ночь на ближайшее небо этого Мира, они сказали: “Возможно, подтвердятся подобные передачи, и тогда в них следует верить, но не представлять и не задаваться вопросом “как”. Передано от Малика, Суфьяна ибн Уейна, АбдуЛЛы ибн Мубарака, что они говорили по поводу этих хадисов, что их следует проходить, так как они пришли без вопроса “как”. Это мнение Ученых Ахлю-Сунна ва аль-Джамаата, но джахмиты отвергли эти передачи и сказали, что они указывают на “ташбих” (уподобление).»
Хафиз Исхак ибн Рахавейхи сказал: “Уподобление будет тогда, когда скажут что Рука – как рука, либо подобен руке, Слух – как слух, либо подобен слуху. Так вот если кто-то скажет: Слух как слух, то это будет уподобление (ташбих). А если же кто-то скажет, как сказал Аллах: Рука и Слух и Зрение и не скажет, каким это образом и не скажет – как слух или подобен слуху, то это не будет являться уподоблением. Это подобно тому, как сказал Аллах: “Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий”.
(см. «Сунан» Ат Тирмизи, 3/50-51)
Неужели великий алим-саляф Исхак, а также имам Ат Тирмизи, живший в третьем веке хиджры, и передавший нам существенную часть от Сунны Посланника Аллахаа, тоже является «ваххабитом», «хашавитом», и др.?
Сказал имам имамов, мухаддис, муджаддид Ибн Хузейма, ученик имама Шафии и учитель имама Бухари:
قال الحافظ أبو عبد الله الحاكم سمعت محمد بن صالح بن هانيء يقول سمعت إمام الأئمة أبا بكر محمد بن إسحاق بن خزيمة يقول من لم يقر بأن الله على عرشه استوى فوق سبع سمواته بائن من خلقه فهو كافر يستتاب فإن تاب وإلا ضربت عنقه وألقي على مزبلة لئلا يتأذى بريحته أهل القبلة وأهل الذمة
«Тот кто не подтвердит, что Аллах над Своим Аршем Вознесся, над Своими семью небесами, отделен от творений – тот кафир, у него требуют покаяние, если отказывается рубят голову и бросают в мусорную яму, чтоб не вредил своим запахом мусульманам и людям писания находящихся под покровительством»
(Аль-улув, 207; «Акида-с-саляф» ас-Сабуни; «Ат-Тавхид» Ибн Хузейма и т.д.)
Сказал Саид Ибн Амир, алим Басры, родился в 140 г.х.
الجهمية أشر قولا من اليهود والنصارى قد اجتمعت اليهود والنصارى وأهل الأديان أن الله تبارك وتعالى على العرش وقالوا هم ليس على العرش شيء
“Джахмия хуже в своих словах, чем иудеи и христиане. Иудеи, христиане и люди дина единогласны в том, что Аллах над Троном, а эти говорят, что нет над Троном никого”.
(приводит имам Аль Бухари в Хальк Афаль аль Ибад», 31)
Из слов Ибн Хузеймы, и Саида Ибн Амира, да смилуется над ними Аллах, мы видим, насколько жестко саляфы относились к тем, кто пытается сеять сомнения и отрицать возвышенное положение Аллаха над творениями.
И напоследок, приведем вероубеждение четырех имамов мазхабов, к которым пытаются приписывать себя поздние суфисты, ашариты и матуридиты.
1) ИМАМ АБУ ХАНИФА:
من قال لا أعرف ربي في السماء أم في الأرض فقد كفر , وكذا من قال إنه على العرش ولا أدري العرش أفي السماء أم في الأرض
Сказал Абу Ханифа: “Кто скажет я не знаю где Господь мой- на Небесах, или на Земле, тот впал в неверие, и также кто скажет – воистину, он на Троне, но не знаю, где трон – на земле или на небе”.
(см. «Фикх Аль абсат», 46)
وقال للمرأة التي سألته أين إلهك الذي تعبده قال ( إن الله سبحانه وتعالى في السماء دون الأرض , فقال له رجل : أرأيت قول الله تعالى ( وهو معكم )( ) قال : هو كما تكتب للرجل إني معك وأنت غائب عنه
На вопрос одной женщины: “Где находится Тот, Кому ты поклоняешься?”, – Абу Ханифа ответил: «Воистину, Пречистый и Всевышний Аллах находится на небе, а не на земле». Когда же один человек его спросил: “А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были» ?”, – Абу Ханифа ответил: «Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», – однако ты рядом с ним не находишься» .
(“Аль Асмау уа Ас Сыфат” Имама Аль Бейхакы, стр. 429, иснад его слабый)
И сказал Абу Ханифа когда его спросили о нисхождении Аллаха на ближнее небо:
ينزل بلا كيف
«Он нисходит, без вопроса «как?»
(«Аль Асмау уа Ас Сыфат» Бейхакы, 2/380)
Абу Ханифа сказал:
يد الله فوق أيديهم ليست كأيدي خلقه
«Рука Аллаха над их руками, однако, она не подобна рукам Его творений» .
(см. аль-Фикх аль-Абсат», стр.56)
Абу Ханифа сказал:
وله يد ووجه ونفس كما ذكره الله تعالى في القرآن فما ذكره الله تعالى في القرآن من ذكر الوجه واليد والنفس فهو له صفات بلا كيف ولا يقال إن يده قدرته او نعمته لأن فيه إبطال الصفة وهو قول أهل القدر والاعتزال ولكن يده صفته بلا كيف وغضبه ورضاه صفتان من صفات الله تعالى بلا كيف
«У Него есть Рука, Лик и Сущность, о чём Всевышний Аллах упомянул в Коране. Упомянутые Всевышним Аллахом в Коране Лик, Рука и Сущность относятся к Его качествам, в отношении которых нельзя задавать вопрос «каковы (они)». Кроме того, нельзя говорить, что Его Рука – это Его могущество (кудра) или Его милость (ни’ма), поскольку в подобных высказываниях содержится отрицание качеств Аллаха, что является воззрениями кадаритов и мутазилитов»
(см. “Фикл Аль Акбар”, 27)
2) ИМАМ МАЛИК
وأخرج الدارقطني عن الوليد بن مسلم قال ( سألت مالكاً والثوري والأوزاعي والليث بن سعد عن الأخبار في الصفات فقالوا أمروها فجاءت
Передал Даракутни от Уалид Ибн Муслим, что тот рассказал: “Спрашивал я Малика, Суфьяна Ас-Саури, Лейса Ибн Саада, о тех текстах где упоминаются сифаты Аллаха, и сказали все они: “Проходите по ним так, как они пришли”
(Передали этот асар Даракутни, Бейхакы в “Иттикод” (стр 118), Ибн Абдель Барр в “Ат Тамхид” 7-149 и другие имамы)
وأخرج أبو داوود عن عبدالله بن نافع قال ( قال مالك : الله في السماء وعلمه في كل مكان
Передал Абу Дауд от Абдуллаха Ибн Нафи что тот сказал: “Сказал Малик: Аллах на небесах, а его знание – охватывает все места”
(см Абу Дауд “Масаиль Ли Имам Ахмад”, 263, также передал с достоверным иснадом имам Абдуллах, сын имама Ахмада, и Ибн Абдель Барр, великий маликитский ученый в “Ат Тамхид” 7-138)
Сказал имам Малик:
الاستواء معلوم , والكيف مجهول , والإيمان به واجب , والسؤال عنه بدعة .
«Вознесение известно (معلوم – то есть его смысл охвачен знанием), а как оно произошло – неизвестно, и иман в него – уаджиб, а вопросы о том как оно произошло – бид’а»
(см. «Тафсир Куртуби, 7-219, «аль-Хилья» (6/325-326), «ат-Тамхид» (7/151), иснад сахих)
3) ИМАМ ШАФИИ:
وقال الشافعي في كتابه الرسالة ( والحمد لله .. الذي هو كما وصف به نفسه وفوق ما يصفه به خلقه
Имам аш-Шафии во вступлении к своей книге «ар-Рисаля» пишет:
«Хвала Аллаху…, Который является таким, каким Он описал Себя Сам, и превыше Он того, чем описывают Его творения» .
см. “Ар-Рисаля”, 7-8
Передали от имама Аш Шафии ранний шафиитский Абу Хасан Аль Хакари, также Ибн Аби Хатим Ар-Рази, имам Ибн Кудама Аль Макдиси, а также великий шафиитский имам Аз-Захаби с достоверным иснадом:
– روى شيخ الإسلام أبو الحسن الهكاري والحافظ أبو محمد المقدسي بإسنادهم إلى أبي ثور وأبي شعيب كلاهما عن الإمام محمد بن إدريس الشافعي ناصر الحديث رحمه الله تعالى قال القول في السنة التي أنا عليها ورأيت عليها الذين رأيتهم مثل سفيان ومالك وغيرهما الإقرار بشهادة أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله وأن الله على عرشه في سمائه يقرب من خلقه كيف شاء وينزل إلى السماء الدنيا كيف شاء وذكر سائر الإعتقاد
“Слово мое о Сунне, на которой я, и на которой застал тех, кого я видел, таких как Суфьян Ас Саури, имам Малик, и других- признание шахады что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммад- его Посланник, и что воистину, Аллах на Троне своем, на небесах Его, приближаясь к своим творениям, как Он пожелает, и спускаясь на небеса этого мира, как Он хочет”
(см. “Аль – Улюв” Захаби, асар 443, также похожий асар передал Ибн Кудама в “Люматуль Иттикод”, Ибн Аби Хатим Ар-Рази в «Родд аля Джахмия», и другие алимы)
Также ясные асары о возвышенном положении Аллаха передаются от ближайших учеников имама Шафии – Аль Музани, и Рабии, от его сподвижников таких как имам Канани, и некоторых его шейхов.
4) ИМАМ АХМАД БИН ХАНБАЛЬ
Передал Абу Бакр Аль Халялль, великий ханбалитский алим, учившийся у учеников имама Ахмада, в книге “Ас-Сунна”:
فقال يوسف بن موسى القطان شيخ أبي بكر الخلال قيل لأبي عبد الله الله فوق السماء السابعة على عرشه بائن من خلقه وقدرته وعلمه بكل مكان قال نعم هو على عرشه ولا يخلو شيء من علمه
Было сказано имаму Ахмаду: “Аллах над семью небесами, над своим Троном, отделен от творений, а его сила и знание – везде”. Он ответил: “Да, Он над Троном своим, и ничего не укроется от его знания”
(см. “Ас-Сунна” аль Халляль, также это передали Аз-Захаби в “Улюв”, 176, и Ибн Аль Каййим в “Иджтима аль джуюш аль исламия” с достоверным иснадом)
Передал имам Аль-Лялякаи, с достоверным иснадом:
– وقال حنبل بن إسحاق قيل لأبي عبد الله ما معنى وهو معكم قال علمه محيط بالكل وربنا على العرش بلا حد ولا صفة
Спросили у имама Ахмада: “Какой смысл аята– “И Он – с вами..”?
Ответил имам Ахмад: “Это о его знании, которое охватывает все, а Господь наш на Троне своем, не ограничен Он ничем, и не описуем”
( “Шарх усуль аль иттикод Ахль Сунна Уаль Джамаа”, 3/402, “Мухтасар улюв” 190, и др.)
И передается также от Ахмада, что когда он услышал асар от Абдуллы Ибн Аль Мубарака, где тот сказал о возвышенном положении Аллаха: ««На седьмом небе, над Троном своим, и не говорим мы как говорит джахмия, что он здесь, на земле», то сказал:
هكذا هو عندن
«И также оно у нас»
(см. «Сунна» Абдуллаха Ибн Ахмада Ибн Ханбала, 72 – иснад сахих)
и сообщения от имама Ахмада в этом разделе достигают степени мутаватир, ведь известно что имам Ахмад был флагманом Сунны и врагом всех еретиков, искажающих имена и качества Аллаха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом стало ясно, что Коран, Сунна, и иджма сподвижников Пророка, их последователей, толкователей Корана, и имамов мазхабов а также всех мусульман ахли Сунна, здоровых от ереси, указывает на то, что Аллах находится на своем Троне, над семью небесами, отделенным от творений, таким образом как это подобает Его Величию, и не под силу нам полностью охватить это знанием, поэтому мы признаем с верой и смирением то что пришло из Его атрибутов в Коране и Сунне.
А вся хвала за разьяснение этого принадлежит Аллаху!
Абу Иса Ас-Саляфи, Дамаск, 1430 год хиджры.
Отдел писем ИА “ХУНАФА”