Как уже было упомянуто в аяте, шайтан нашептывал мусульманам, что, мол, как они могут сражаться, будучи в состоянии осквернения … Но Аллах уничтожил подобное нашептывание Иблиса, очистив мусульман дождем. Таким образом, этот дождь был предназначен для выполнения задач, как было указано в аяте. Аллах говорит об этом в суре “Трофеи”, аят 42:
“Вот вы находились на ближней стороне долины, они – на дальней стороне, а караван был ниже вас. Если бы вы условились, то разошлись бы во времени и месте. Однако все произошло так, чтобы Аллах довел до конца дело, которое уже было свершившимся, дабы погиб тот, кто погиб при полной ясности, и дабы выжил тот, кто выжил при полной ясности. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий”.
Что же означает слово “условились” в этом аяте? Аллах говорит, что столкновение с армией курайшитов не было предусмотрено, у мусульман не было назначено встречи с мекканцами, и мекканцы в свою очередь тоже не договаривались о встрече с мусульманами. Мусульмане хотели захватить караван, однако Аллах назначил дату встречи мусульман с армией курайшитов. Мусульмане не желали встречи с войском многобожников, которые тоже не хотели встречи с мусульманами. Абу Суфьян и некоторые другие курайшиты говорили воинам возвратиться назад, некоторые из них боялись, потому что они хорошо знали, что они воюют с самим Посланником Аллаха, ﷺ, однако они были слишком надменны, чтобы стать его последователями. Этот куфра называется куфр аль-истикбар, неверие из-за гордыни.
Как мы уже упоминали ранее, многие мусульмане не хотели сражения, потому что они не были готовы к битве, они вышли с намерением захватить караван. Однако было необходимо, чтобы те, кто погиб (в куфре), погиб при полной ясности, и те, выжил (в вере), выжил при полной ясности. Эта битва должна была стать финальным экзаменом имана и куфра.
У Са’да бин Му’аза возникла идея, он пошел к Посланнику Аллаха, ﷺ, и предложил построить для него своего рода навес, и держать рядом наготове верблюдов и стражей для Посланника Аллаха. Са’д сказал, что если мусульмане выиграют в битве, тогда это то, чего они желают, однако если мусульмане проиграют, тогда он предложил Посланнику Аллаха, ﷺ, отправиться в Медину и присоединиться к верующим, оставшимся там, потому что они были также сильно привязаны к Посланнику Аллаха как и участники похода на Бадр. И затем Са’д сказал о мусульманах, оставшихся в Медине, что если бы они знали о предстоящем сражении, они никогда не остались бы позади. Са’д тут, вероятно, говорил о мусульманах племени Аус, которые хотели примкнуть к Посланнику Аллаха, но не смогли. Далее он сказал, что Посланник Аллаха может вернуться и воевать вместе с мусульманами для продолжения своей миссии.
Посланник Аллах, ﷺ, поблагодарил и благословил его. Затем для Посланника Аллаха был сооружен навес, и он остался там, чтобы наблюдать за ходом битвы. Абу Бакр был его охранником.
Ибн Исхак пишет, что когда Посланник Аллаха, ﷺ, увидел курайшитов, идущих в долину с места своего расположения позади холма, он произнес: “О Аллах! Вот идут курайшиты с надменностью и гордыней, бросая Тебе вызов и обзывая Твоего Посланника лжецом. О Аллах! Даруй помощь, которую Ты обещал мне. Уничтожь их этим утром!” Вот что сказал Посланник Аллаха, когда увидел войско многобожников.
Один из многобожников ехал на красном верблюде, и Посланник Аллаха, ﷺ, посмотрев на него, сказал: “Если в них есть какое-либо благо, тогда оно в том человеке на красном верблюде: если они послушаются его, они поступят правильно”.
Посланник Аллаха, ﷺ, имел в виду Утбу бин Рабиа. Почему Посланник Аллаха сказал это? Дело в том, что курайшиты послали Умара бин Вахба для разведки и оценки численности мусульман. Умар сделал это, вернулся назад к курайшитам и сказал: “О курайшиты! Я увидел верблюдов несущих смерть, там люди, чья единственная помощь и убежище – это их мечи. Я клянусь, что я не предвижу, что кто-то из них будет убит прежде, чем он убьет одного из вас, и если они убьют из вас количество равное их количеству, тогда зачем жить после этого? Подумайте как следует”.
Умар бин Вахб пошел и увидел, что армия мусульман была мала, но затем он посмотрел на их лица, и увидел смерть. Он увидел мужчин, желающих умереть.
Хаким ибн Хизам подошел к Утбе бин Рабиа, одному из вождей мекканцев и сказал: “О Утба! Предложить ли мне что-то, что если ты сделаешь это, тебе будет почет этого дня до скончания времен?” Утба спросил его, что он хочет сказать. Хаким сказал: “Уведи эту армию назад в Мекку, и позаботься о кровном долге твоего союзника Хадрами. (Хадрами был охранником каравана, который был убит во время похода Абдуллаха бин Джахша)”.
Итак, еще одним поводом для этого сражения была месть за смерть Хадрами. Утба был союзником Хадрами, и Хаким советовал ему избежать битвы и вместо этого заплатить курайшитам деньги за его кровь. Утбе понравилась эта идея, однако им было нужно одобрение Абу Джахля.
Далее Утба встал и произнес: “О курайшиты! Сражением с соратниками Мухаммада вы ничего не добьетесь, если вы все же нападете на него, каждый из вас всегда будет смотреть на других, которые всегда будут ненавидеть смотреть на вас. Вы будете известны как люди, убившие своего родственника или члена своего собственного племени. Идите домой, и оставьте Мухаммада другим арабам. Если они убьют его, тогда будет исполнением ваших целей, если же нет, тогда он не найдет вас обличенными в том, что вы сейчас планируете”.
Тут Утба говорит, что битва с Посланником Аллаха, ﷺ, означает сражение со своими родственниками, и что если другие арабы убьют Мухаммада, тогда это хорошо, однако если победит Мухаммад, тогда, по крайней мере, мусульмане не придут и не будут мстить курайшитам.
Пока Утба обращался к мекканцам, Хаким бин Хизам отправился уговаривать Абу Джахля. Хаким обратился к нему и добавил, что это было посланием от Утбы. Абу Джахль завопил: “Разве Утба не нашел другого гонца кроме тебя?!” Хаким ответил, что Утба мог послать другого, однако он, Хаким, не стал бы выполнять это поручения ради другого кроме Утбы.
Тогда Абу Джахль сказал: “Я клянусь, что его легкие наполнились страхом, когда он увидел Мухаммада и его воинов, и клянусь Аллахом, мы не вернемся пока Аллах не рассудит между нами и Мухаммадом. Утба не искренен в том, что он говорит. Он смотрит на Мухаммада и его людей как фураж для верблюдов ожидающих смерти, и его собственный сын находится среди них, и поэтому он пугает вас ради своих интересов”.
Слова Абу Джахля “он смотрит на Мухаммада и его людей как фураж для верблюдов ожидающих смерти”, означали, что они, кафиры, будут резать мусульман, и что они, безбожники, победят. Абу Джахль сказал, что Утба боится, потому что его собственный сын является мусульманином, и он не хочет, чтобы его убили. Мол, именно поэтому Утба пытается заставить всех вернуться обратно.
И тогда Абу Джахль побежал к брату убитого Амра бин Хадрами и стал нашептывать ему: “Ваш союзник, ваш защитник Утба хочет повернуть армию назад, иди и настрой их на битву!”
Итак, брат убитого Амра помчался к армии и стал кричать: “Горе Амру! Горе Амру!” Он стал бегать перед войском, призывая их на битву.
Ибн Исхак пишет, что желание битвы у кафиров усилилось, настрой укрепился и они твердо вознамерились воевать, и мнение Утбы было проигнорировано. Утба сказал: “Этот человек с грязным желтым задом скоро узнает, его или мои легкие наполнены страхом!”
Абу Джахлю удалось не только наполнить всю армию гневом, он также смог разозлить и самого Утбу, и вдобавок Утба, чтобы доказать что Абу Джахль неправ, сам вышел первым на поле боя и вызвал мусульман на поединок. Это показывает нам, насколько эффективным был этот шайтан Абу Джахль.
Давайте здесь остановимся и прокомментируем это.
Посланник Аллаха, ﷺ, сказал о Утбе: “Если в них есть какое-либо благо, тогда оно в том человеке на красном верблюде: если они послушаются его, они поступят правильно”.
Уважаемые братья и сестры, даже в лагере кафиров есть голоса разума, есть мудрые люди, есть люди, придерживающиеся середины, однако когда дело доходит до войны против ислама, когда идет религиозная борьба с целью уничтожить истину, религию Аллаха, тогда эти голоса разума и умеренности отметаются в сторону, а голоса фанатизма и экстремизма побеждают.
Это важно подметить, потому что иногда мусульмане думают: надо учитывать, что среди врагов Аллаха есть люди, не желающие кровопролития, умеренные люди, или есть люди, сочувствующие проблемам мусульман, и вот мы думаем, что эти люди одержат верх над голосами экстремизма, однако это возможно лишь когда идет борьба между двумя лагерями куфра. Однако мы должны понять, что когда дело доходит до сражения с приближенными Аллаха и последователями пророков Аллаха, тогда все обстоит совершенно по другому.
Вот например Абу Суфьян: Разве он не настаивал, чтобы армия вернулась обратно? Разве он не был голосом разума, разве племя Бану Захра не ушли обратно? Племя Бану Захра возглявлял Ахнас бин Шурайк, который отказался воевать при Бадре. Они отказались воевать со своими родными братьями. Разве не пытались предотвратить столкновение Утба и Хаким?
Я упомяну тут другой случай, чтобы показать вам как ведут себя кафиры, когда дело касается ислама и мусульман. Сын Абу Суфьяна был взят в плен мусульманами. Абу Суфьяну сказали поехать и выкупить его, но он отказался, потому что мусульмане убили одного из его сыновей, и он отказался выкупить другого. Он предпочел, чтобы его сын остался там.
Курайшиты весьма почитали и уважали любого паломника, прибывшего в Мекку. Это уважение и почет было основано на щедрости по отношению к паломникам. Один мусульманин из одного арабского мусульманского племени отправился в Мекку на Хадж, но тем не менее он был захвачен в плен Абу Суфьяном.
Ибн Исхак пишет, что курайшиты всегда хорошо относились к паломникам. И это было впервые в истории, когда они нарушили этот закон, и Абу Суфьян захватил этого паломника мусульманина в плен.
Семья захваченного в плен мусульманина пришла к Посланнику Аллаха, ﷺ, и рассказала ему о случившемся. Посланник Аллаха был вынужден в итоге отпустить сына Абу Суфьяна, и затем Абу Суфьян тоже отпустил своего пленника.
Причина того почему важно привести тут этот случай в том, что кафиры, когда речь идет о мусульманах, используют двойные стандарты.
Поэтому даже если среди безбожников вы видите пацифистов, умеренных и мудрых людей, все это меняется, когда дело доходит до мусульман. Это потому что на земле разгуливает дьявол, убеждающий своих приспешников в том, что приверженцев ислама необходимо уничтожить.
Как мы ранее упоминали, Аллах благословил мусульман сном перед началом сражения, и земля стала твердой для марша армии благодаря дождю. Аллах также благословил мусульман иной милостью. Посланник Аллаха увидел сон, что курайшиты были малочисленны, и когда мусульмане позже уже в действительности сошлись с многобожниками в битве, они все равно видели их малочисленными! Субханаллах!
Аллах сказал в 44 аяте суры “Трофеи”:
“Вот Аллах, когда вы встретились, показал их вашим глазам малочисленными, и вас показал их глазам малочисленными, чтобы довести до конца дело, которое уже было свершившимся. Воистину, дела возвращаются к Аллаху”.
Мы уже говорили, почему Аллах сделал количество врагов малым в глазах мусульман, однако вышеуказанный аят также говорит о том, как Аллах сделал это. Почему? Аллах дает нам объяснение в том же самом аяте, сказав: Чтобы довесте до конца дело, которое уже было свершившимся. Аллах хотел чтобы произошла эта битва, и поэтому когда кафиры услышали, что мусульман мало, это усилило их желание к сражению. Они считали, что у них больше шансов победить мусульман. Но в то же время это сделало кафиров беспечными и самоуверенными. Это была своего рода приманка чтобы заставить их воевать. Однако когда они по-настоящему оценили силу мусульман, было уже слишком поздно.
Какова же была стратегия Посланника Аллаха, ﷺ, в этом сражении? Он использовал тактику, которую никогда ранее арабы не применяли. Это было возможно применено другими народами, но не арабами. Военной тактикой арабов было быстрое нападение и отход, затем опять атака и вновь отход, этот метод повторялся в течение всего сражения. Это была весьма хаотичная атака.
Однако Посланник Аллаха применил метод построения армии шеренгами. Он выстраивал солдат в одну, две, три или четыре шеренги в зависимости от количества воинов. В первом ряду стояли воины с копьями, а в последнем ряду Посланник Аллаха ставил лучников. Лучники стреляли стрелами с тыла армии, в то время как передняя шеренга вооруженная копьями не позволяла врагу или вражеской кавалерии идти вперед. Для арабов это была новая тактика.
Аллах сказал в суре “Ряды”, аят 4: “Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они – прочное строение”.
Этот метод боя рядами называется захф, который вероятно тоже применялся римлянами и персами. Эта тактика боя дает командиру больший контроль над армией, вместо простого нападения и отхода в неорганизованном виде. И именно так воевал Посланник Аллаха, ﷺ, в большинстве своих битв.
Посланник Аллаха также ободрял и поднимал дух армии, потому что это было ему повелено Аллахом. Всевышний Аллах говорит в аяте 65 суры “Трофеи”:
“О Пророк! Вдохновляй верующих на сражение. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что они – люди неразумеющие”.
Посланник Аллах, ﷺ, вышел перед армией и сказал: “Каждому воину, который смело будет сражаться с ними и наступать не отступая, будет дарован Аллахом Рай”.
В “Сахихе” Муслима передается, что Посланник Аллаха, ﷺ, вышел перед войском и произнес: “Ступайте навстречу Рау, ширина которого равна ширине небес и земли вместе взятых”. Тогда один из сподвижников, Умайр бин Хамман, сказал: “О Посланник Аллаха! Рай равен ширине небес и земли вместе взятых?” Посланник Аллаха ответил утвердительно. Умайр тогда воскликнул: “Прекрасно, прекрасно!” Посланник Аллаха спросил его почему он сказал эти слова. Умайр ответил: “О Посланник Аллаха! Это всего лишь моя надежда, что я буду одним из его обитателей”. Посланник Аллаха сказал ему, что он непременно будет из их числа. Тогда Умайр встал, вынул свой меч и затем вынул несколько фиников, и стал их есть. Затем он воскликнул: “Если я проживу пока я не съем эти финики, тогда это будет длинная жизнь!” Умайр был так воодушевлен словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он спешил погибнуть на пути Аллаха. Он так торопился, что он подумал, что если его жизнь продлится до тех пор, пока он не доест свои финики, тогда это будет длинная жизнь! И затем он, да будет доволен им Аллах, бросился в гущу битвы.
Продолжение следует, إن شاء الله.
ИА “ХУНАФА”
الحنفــاء
Ассаламу алайкум! скоро будет следующая лекция?и всего сколько их лекции?
Ва ‘алейкум ас-салям ва рахмату-ллахи ва баракатух.
Когда будет следующая не могу сказать.
Еще осталось примерно 32 аудиолекции Анвара Аль-Ауляки.