ГЛАВА 2 Хукм военной подготовки для мусульман
Здесь будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Важность военной подготовки для мусульман.
2. Хукм военной подготовки для мусульман.
3. Для кого обязательна военная подготовка.
4. Категория лиц, имеющих шариатское (законное) оправдание.
5. Расходование средств на пути Аллаха.
1. Важность военной подготовки для мусульман
1) Сказал Посланник Аллаха, ﷺ: «Недалеко то время, когда народы со всех концов земли будут призывать друг друга на вас, как призывают едоки к своему блюду». Мы сказали: «О, Посланник Аллаха! Нас будет мало в то время?» Он сказал: «Вас будет много, но однако вы будете подобны сору в мутном потоке, и будет удален страх из сердец ваших врагов, а в ваши сердца поселится вахн». Его спросили: «А что такое вахн?» Он сказал: «Любовь к жизни и ненависть к смерти». Передал Ахмад от Саубана, и передал Абу Дауд от него же, и подтверждена достоверность шейхом Аль-Альбани.
2) Сказал Посланник Аллаха, ﷺ: «Когда вы начнете заниматься запретной торговлей в кредит, и ухватитесь за хвосты коров, и удовлетворитесь земледелием и оставите джихад, Аллах ниспошлет на вас унижение, и не уберет его до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии». Передал Абу Дауд от Ибн Умара с хорошей цепочкой, и Аль-Альбани признал его достоверным.
Эти два хадиса имеют один смысл, и в них, несомненно, описано сегодняшнее положение мусульман – они полюбили дунью, возненавидели смерть, оставили джихад, и Аллах дал над ними власть кафирским народам, которые причиняют им унижения и оскорбления, и это предопределенное воздаяние, которое обязательно постигает оставивших джихад, как сказал Истинный, Могучий и Высокий: «О, те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно. Если вы не выступите в поход, то Он подвергнет вас мучительным страданиям, и заменит вас другим народом. Вы ничем не навредите Ему ибо Аллах способен на всякую вещь».(Ат-Тауба, 9:38-39). «Мучительные страдания» в аяте – это унижение, о котором сказано в хадисе от Ибн Умара, и это призыв народов, о которых сказано в хадисе от Саубана, в результате произойдет то, о чем поведал Посланник Аллаха, ﷺ: «и не уберет его до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии»,что произойдет при возвращении к джихаду, упомянутому в начале хадиса, что согласуется со словами Аллаха Всевышнего: «Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе) подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах с богобоязненными». (Ат-Тауба, 9:36) ; «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия не будет полностью посвящена Аллаху». (Аль–Анфаль, 8:39)
Нет сомнения, что этот божественный приказ вызовет вопрос: Как мы можем исполнить этот приказ, когда мы, мусульмане, стали бессильными и пребываем в бессилии, разделении и смутах, достигших такой степени, что приводит в растерянность терпеливого?
Мы отвечаем словами Ибн Таймийи: «Является обязательной подготовка к джихаду, путем приготовления силы и боевых коней во время неспособности по причине бессилия, и воистину то, без чего невозможно сделать обязательное, оно является обязательным».(«Сборник фетв», том 28, стр.259).
Подготовка к джихаду включает два вида:
Духовная подготовка: подготовка имана с помощью шариатских знаний и очищения души: «Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости». (Аль-Джуму’а, 2)
Материальная подготовка: приготовление материальных сил, военное обучение и расходование на пути Аллаха.
Позже мы вернемся к теме духовной подготовки и начнем с правил материальной подготовки к джихаду, так как это стало причиной написания этой книги.
И мы говорим: Аллах приказал совершение этого в словах: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо». (Аль-Анфаль, 8:60) Приводится в толковании этого аята хадис Укбы ибн Амира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мы слышали, как Посланник Аллаха, ﷺ, стоя на минбаре произнес: «Приготовьте против них сил, сколько можете силы…», воистину сила в стрельбе, воистину сила в стрельбе, воистину сила в стрельбе!» Передал Муслим. Это тафсир от Пророка, ﷺ, и этот аят является ясным доказательством в разногласии между теми, кто говорит, что подготовка к джихаду будет в военном обучении, и теми, кто говорит, что подготовка осуществляется путем воспитания и очищения, так как хадис объясняет нам, что сила, готовить которую вменяет нам в обязанность Аллах,– это сила материальная, стрельба из различных видов оружия, вместе с тренировкой в этом. Это то, что непозволительно оставлять мусульманину, как мы упомянем это в разговоре о хукме военной подготовки.
Что касается воспитания и очищения, то это составные части духовной подготовки к джихаду, что тоже является обязательным, о чем мы приведем доказательства в последующем. И лагеря военной подготовки и поля джихада, при хорошем руководстве, становятся лучшими местами для воспитания мужчин и раскрытия их природных качеств и способностей, благодаря длительной совместной жизни и столкновению с трудностями и путешествиями.
Мы неоднократно упомиянем духовную подготовку в этой книге, если захочет этого Аллах. И нет противоречий в необходимости духовной подготовки наряду с материальной подготовкой. Что касается утверждения смысла подготовки, упомянутой в аяте, только в одном значении, как подготовки духовной, или использование духовной подготовки как отговорки для отсиживания от материальной подготовки и тренировок, то это то, что есть опровергается текстами Корана и Сунны, и следовательно, мы это не принимаем.
Обобщая вышесказанное можно сказать, что важность военной подготовки определяется тем, что это один из видов подготовки к джихаду, и джихад это путь избавления мусульман от гнева Аллаха, Свят Он и Велик, и от унизительной и позорной жизни, в которой они пребывают сегодня.
2. Хукм военной подготовки для мусульман
Это ваджиб (обязанность) каждого достигшего зрелости мусульманина, за исключением тех, кто имеет шариатское, так как военная подготовка является преддверием к джихаду. Доказательства обязательности подготовки следующие:
1. Общеизвестно, что джихад является личной обязанностью для каждого мусульманина в случаях, разъясненных в книгах по фикху, как об этом упоминает Ибн Кудама Аль-Ханбали в своей книге «Аль-Мугни», где он говорит: «Джихад становится личной обязанностью каждого в трех случаях:
При встрече двух войск и противостоянии двух рядов, запрещено отступление присутствующим и каждому, проживающему там, согласно словам Аллаха: «О, те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойки и многократно поминайте Аллаха… Будьте терпеливы ибо Аллах с терпеливыми». (Аль-Анфаль, 8:45) И сказал Аллах Всевышний: «О, те, которые уверовали! Когда вы встретитесь с неверными на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной. Те, которые в тот день повернуться спиной к неверующим, кроме тех, кто поворачивается для боя или для соединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха». (Аль-Анфаль, 8:15).
Когда неверные вторглись на землю мусульман, обязательно для всех жителей сражение с ними и отражение агрессии.
Когда правитель объявляет мобилизацию, то становится обязательным выступление на войну для тех, кого он призвал согласно словам Аллаха Всевышнего: «О, те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле?»(Ат-Тауба, 9:38). И сказал Пророк, ﷺ: «…и когда вас призовут выступить, то выступайте». Хадис согласован. («Аль-Мугни уа шарх кабир», том 10, стр. 365-366)
Из этого становится ясно, что сегодня джихад становится личной обязанностью почти для всех мусульман, особенно второй случай (когда неверные вторглись в землю мусульман), ведь подавляющее большинство мусульманских стран сегодня находится под контролем и управлением неверных, будь то иноземные оккупанты или местные неверные правители. И если джихад становится обязательным для каждого, то его оставление расценивается, как большой грех, и есть угрожающее обещание по поводу этого, и более того это один из семи смертных грехов, согласно текстам хадиса от Пророка, ﷺ.
Отсюда становится очевидной обязательность военной подготовки в силу того, что она является составной частью подготовки к джихаду, который может стать обязательной для каждого мусульманина в любой момент, и то, без чего невозможно совершить обязательное, становится обязательным.
2. Слова Всевышнего: «И приготовьте против них, сколько можете силы…» (Аль-Анфаль, 60) и хадис Укбы ибн Амира от Пророка: «Воистину сила в стрельбе» передал Муслим, приведено выше. Приказ в словах Аллаха и Пророка, ﷺ, указывает на обязательность, если нет доказательства, что приказ для желательного или дозволенного. И если обязательно приготовление к войне, то обязательна и военная подготовка, так как подготовка важнейшая часть приготовления.
Сказал Ас-Сан’ани в толковании хадиса Укбы: «Хадис толкует силу, упомянутую в аяте, как стрельбу из лука, так как это было обычной подготовкой во времена Пророка, и сюда же включается стрельба из огнестрельного оружия в многобожников и мятежников, из чего понимается соответствие Шариату огневой подготовки, так как приготовление означает постоянные занятия, и кто не умеет хорошо стрелять не называется подготовившим силу». («Субуль-ас-салям», том 4 стр.1384, хадис 1236)
3. Сказал Аллах Всевышний: «Если бы они желали выступить в поход, то приготовились бы к этому. Однако Аллах не пожелал, чтобы они отправились в поход, и задержал их. Им было сказано: «Отсиживайтесь вместе с теми, кто остался отсиживаться». (Ат-Тауба, 46) И Аллах, Свят Он, сделал оставление подготовки к джихаду (включая тренировки) одним из признаков лицемеров, и это укрепляет наше утверждение о том, что приказ в словах Всевышнего: «и приготовьте против них силы сколько можете…» говорит об обязательности подготовки, так как порицается ее оставление, что также становиться ясным из слов Посланника Аллаха, ﷺ: «Кто умер не сражаясь, и не намереваясь сражаться, умер на одной из частей лицемерия». передал Муслим от Абу Хурейры.
4) Сказал Пророк, ﷺ: «Тот, кто обучился стрельбе и оставил ее, он не из нас (или проявил ослушание)». передал Муслим от Укбы Ибн Амира. Сказал Ан-Науауий: «Это суровое предостережение тому, кто забыл навыки стрельбы после того, как обучился ей, и это очень сильное порицание оставившему стрельбу без причины». И если это грозное предупреждение и предостережение, которого заслуживают те, кто, обучившись стрельбе, не проявляли усердия в тренировке навыков, пока не утратили их, то что можно сказать о том, кто никогда не обучался ей?
Есть и другие доказательства, но ограничимся этими, чтобы избежать затягивания.
Сущность вопроса в том, что тренировка обязательна для каждого дееспособного мусульманина, если у него нет уважительного оправдания.
Сказал устаз Махмуд Шит Хаттаб, автор книги «Военная служба в исламе»: «Стрелковая подготовка»: Оружие, какое бы оно ни было, имеет ценность только тогда, когда оно используется, и только упорные развивающие тренировки в обращении с оружием приводят к достаточным навыкам использования оружия. Боец, тренированный в обращении с оружием, способен в одиночку добиваться успеха, что касается не обученного воина, то он не может извлечь из оружия пользы должным образом. Тренированный воин с легкостью побеждает нетренированного… Арабы доисламского периода практиковались в использовании оружия, однако тренинги не были у них обязательными. Среди них были и те, кто не тренировался из-за лени и нежелания. Ислам же приказал тренироваться и побуждал к этому, потому что джихад обязанность каждого мусульманина, способного носить оружие, и мусульмане все являются воинами в армии мусульман, совершающими джихад на пути Аллаха, чтобы слово Аллаха было превыше.
И, поистине, сообщается много хадисов, побуждающих к стрельбе. Сказал Пророк, ﷺ: «Кто обучился стрельбе, а затем оставил ее, то он не из нас» (передал Ахмад), и существует множество свидетельств о имамах, крупных ученых, практиковавших стрельбу после достижения глубокой старости и среди них Ахмад ибн Ханбаль, да будет доволен им Аллах, и когда их спрошивали о причине занятия стрельбой, или намекали на удивление людей тому, чем они занимаются, то они, удивленным и спрашивающим, давали ответ этим пророческим благородным хадисом». (Махмуд Шит Хаттаб «Аль-Аскария аль-арабия аль-исламия», , стр.146-149, издат. «Муасасат рисаля» 1405 г.х.)
И я говорю: из числа тех, кто постоянно тренировался в стрельбе, даже достигнув глубокой старости, был сподвижник и передатчик этого хадиса Укба ибн Амир. Он рассказал этот хадис, когда человек выразил свое удивление его тренировкам в его преклонном возрасте, и тогда он передал ему этот хадис, как об этом говориться в «Сахихе» Муслима.
Переведено под руководством Объединения «Исламский Джихад»
Редакция перевода: Муслим Галанчожский
ИА «ХУНАФА»
الحنفــاء