В хадисе, переданном Абу Даудом, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы Аль-Мут’им ибн ‘Ади был жив и попросил бы меня об этих пленниках, то ради него я отпустил бы их”. Иными словами, Посланник Аллаха был благодарен Аль-Мут’иму ибн Ади, который, хотя и был многобожником, однако он был честен и доброжелателен к мусульманам. Это демонстрирует нам, что Посланник Аллаха поступал в соответствии с поступками того или иного человека. Он платил добром творящим добро и он поступал со злодеями так, как они того заслуживали.
Нам не следует становиться ни излишне строгими, не способными демонстрировать ничего кроме жесткости по отношению к неверующим, ни, наоборот, излишне мягкими, стараясь угодить им. Мусульмане должны трезво взвешивать каждую ситуацию и поступать мудро. Человек должен одолеть свои эмоции и перестать беспокоиться о том, что могут подумать люди. Нам следует забыть об этом и делать то, что является правильным.
Итак, Посланник Аллаха, ﷺ, сказал, что если бы этот человек был жив, то он отпустил бы всех пленников на свободу ради него. С другой стороны Посланник Аллаха лично отделил ‘Укбу ибн Аби Му’айта и Ан-Надра ибн Аль-Хариса для казни из всех остальных 70 военнопленных.
Посланник Аллаха назвал Укбу по имени, и Укба сказал: “Как так, ты выбираешь меня из всех остальных для казни? Если ты собираешься казнить всех остальных пленников, тогда казни и меня с ними. Если ты собираешься получить за них выкуп, тогда получи выкуп и за меня тоже. Почему ты выбрал именно меня для казни?” Посланник Аллаха ответил: “Из-за твоей ненависти к Аллаху и Его Посланнику!”
Тогда Укба спросил: “Тогда кто позаботится о моих детях?” Посланник Аллаха ответил: “Огонь! О Асим! Выведи его вперед и казни его!” Асим немедленно обезглавил Укбу. Затем Посланник Аллаха велел Али обезглавить Ан-Надра ибн Аль-Хариса.
Эти два злодея были отобраны из всех по причине их зла.
Ибн Касир пишет: “Я считаю, что эти два человека были самыми худшими из творений Аллаха, самыми упрямыми, испорченными, завистливыми и неверующими из людей. И они были очень активны в очернении ислама и мусульман. Поистине, Аллаха обрек их на погибель”.
‘Укба ибн Му’айт был тем, кто, увидев Посланника Аллаха, ﷺ, в земном поклоне рядом с Каабой, наступил ему на шею своей проклятой ногой. Посланник Аллаха рассказывал, что ему казалось, что сейчас его глаза выпадут из глазниц и он умрет. Также Укба был тем, кто, застав Посланника Аллаха в поясном поклоне, бросил ему на спину внутренности верблюда! Тогда прибежала Фатима, дочь Посланника Аллаха, и убрала это.
Итак, вне сомнения, этот Укба был сущим дьяволом из курайшитов, и вот почему он понес вполне заслуженное наказание.
Ан-Надр ибн Аль-Харис был тем, кто отправлялся в Персию, чтобы послушать там истории Исбандияра и Рустума, затем, вернувшись назад в Мекку, он созывал людей чтобы они послушали его истории, лживо заявляя, что его истории лучше чем истории Мухаммада! Он спрашивал людей: “Почему Мухаммад больше заслуживает быть пророком, когда я могу рассказать истории не хуже него?” Подобным гнусным методом он отворачивал людей от маджлиса Посланника Аллаха, ﷺ.
Эти два человека были казнены, однако что касается остальных, Посланник Аллаха дал сподвижникам особое наставление: “Обращайтесь с пленниками хорошо”.
Абу Азиз, родной брат Мус’аба ибн ‘Умайра, рассказал: “Я был с группой ансаров, которые привели меня с Бадра. Когда они ели, они отдавали мне хлеб, а сами питались финиками, в соответствии с наказом Посланника Аллаха относительно нас. Каждый кусок хлеба, который попадал им в руки, они отдавали мне. Я был смущен и отдавал хлеб обратно, однако они возвращали этот кусок мне”. Хлеб в то время считался лучшей пищей, чем финики.
Итак, ансары выживали на финиках и отдавали хлеб пленникам. Они отдавали им предпочтение перед самими собой.
Ибн Хишам, комментируя это, сказал: “Этот Абу Азиз был знаменосцем многобожников в битве при Бадре”. Абу Азиз не был простым солдатом. Но даже несмотря на это, Посланник Аллаха, ﷺ, велел сподвижникам хорошо обращаться с этими людьми.
Ибн Рабиа и Аль-Валид ибн Аль-Мугира тоже рассказывали аналогичные случаи: “Они сами шли пешком, а нас сажали верхом”. Итак, военнопленные ехали верхом, в то время как сами сподвижники шли пешком. Это хорошее отношение и мягкость побудило многих пленников принять ислам.
Во всех битвах Посланника Аллаха, ﷺ, были случаи, когда пленники принимали ислам и оставались с мусульманами. Некоторые из этих военнопленных сначала уезжали к своим племенам и народам и затем вернувшись назад к Посланнику Аллаха, принимали ислам, чтобы показать, что они не приняли ислама из-за страха перед мечом. Например Абу Азиз принял ислам после хорошего к нему отношения. Поэтому хороший нрав и манеры важны даже с врагами. Мусульмане должны обращаться со своими врагами достойным образом. Мусульманину не надлежит быть жестоким, подлым и вероломным. Он должен обращаться с каждым честно, достойно и хорошо, за исключением тех, кто заслуживает сурового отношения, ведь с ними нельзя иначе. Обращаться с подобными недостойными мерзавцами по сути означает быть обманутым ими, потому что эти людьми не преминут повернуть вспять и причинить мусульманам вред.
Посланник Аллаха, ﷺ, велел своему дяде Аббасу ибн Абду-Аль-Мутталибу выкупить из плена себя, своего племянника Акиля, Нуфаля ибн Аль-Хариса и Утбу ибн Джахма. Аббас сказал: “О Посланник Аллаха, я принял ислам до битвы, и вышел на неё потому что мушрики принудили меня!”. Посланник Аллаха, ﷺ, ответил: «Аллах лучше знает твоё дело, и если правда то, что ты утверждаешь, то Аллах воздаст тебе за это. Внешне же мы видели, что ты был против нас, так что выкупи себя».
В этой истории Пророк установил для нас правило, что нам следует судить по тому, что мы видим. Мы не можем знать то, что таится в сердце, это дано знать лишь Аллаху. Посланник Аллаха иными словами сказал Аббасу, что Аллах знает лучше, действительно ли он мусульманин или нет. Мусульмане же видели только то, что он сражался на стороне многобожников. Он был с врагом, поэтому сподвижники судили лишь по этому.
Умар ибн Аль-Хаттаб, когда он стал халифом, сказал: “Во времена Посланника Аллаха ниспосылалось вдохновение с небес и мы знали то, что в сердцах людей, однако сейчас мы судим по тому, что мы видим. Если мы видим ислам, мы принимаем это. Однако если мы видим куфр, тогда мы считаем этого человека кафиром, даже если он заявляет обратное. Если его действия и поступки являются действиями неверующего, тогда ему не принесут пользы его заверения что он мусульманин. Мы судим по поступкам”.
Это очень важный урок, нам не следует судить по тому, что скрыто в сердцах, мы судим по людским поступкам. В тоже самое время нельзя позволять людям дурачить нас своими заявлениями, что они мусульмане, когда их поступки свидетельствуют об обратном.
Тогда Аббас сказал: “У меня нет денег”. Посланник Аллаха, ﷺ, сказал ему: “А как насчет тех денег, которых ты закопал в землю и сказал своей жене Умм Фадль: “Если меня убьют, тогда возьми эти деньги”. Аббас воскликнул: “Поистине, ты – Посланник Аллаха, никто не знал об этих деньгах, кроме меня и моей жены!” И тогда Аббас заплатил за себя выкуп.
Затем Аллах ниспослал аяты 70 и 71 из суры «Трофеи»:
«О, Пророк! Скажи пленникам, которые находятся в ваших руках: “Если Аллаху известно, что в ваших сердцах есть добро, то Он дарует вам нечто лучшее, чем отобранное у вас, и простит вас. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. Но если они захотят предать тебя, то ведь еще раньше они предали Аллаха, и Он отдал их во власть мусульманам. Аллах – Знающий, Мудрый».
Итак, Аллах говорит этим людям, которые заявили, что они мусульмане и заплатили выкуп, что если они действительно мусульмане, тогда Аллах заменит им те деньги, что были с них взысканы в качестве выкупа. Аббас рассказывал: “Я заплатил 20 уккий золота за мой выкуп, и в последствие Аллах дал мне взамен намного больше!”
Абу-ль-‘Ас ибн Ар-Раби’ был супругом Зайнаб, дочери Посланника Аллаха, ﷺ. Таким образом, она была замужем за неверующим, это было еще до повеления Аллаха, запрещавшего мусульманским женщинам оставаться замужем за кафирами. Итак, Зайнаб была в то время в Мекке и она хотела выкупить своего мужа. Она послала достаточную сумму денег и также ожерелье, подаренное ей на свадьбу её матерью Хадиджей, да будет доволен ею Аллах. Это был свадебный подарок для Зайнаб от её матери.
Когда это украшение попало в руки Посланника Аллаха, он вспомнил о своей жене Хадидже. Это украшение тронуло его сердце. Затем Посланник Аллаха сказал ансару, державшему Абу-ль-‘Аса в плену: “Если ты посчитаешь возможным отдать Зайнаб её пленника и вернуть назад её ожерелье, тогда сделай это”. И тогда сподвижники, да будет доволен ими Аллах, немедленно отпустили Абу-ль-‘Аса без всякого выкупа и отослали назад украшение.
Посланник Аллаха тем не менее, отпуская Абу-ль-‘Аса, поставил условие, что он никогда не будет помогать врагам против мусульман и что он отпустит Зайнаб в Медину к Посланнику Аллаха. Абу-ль-‘Ас сдержал свое слово. Когда он вернулся в Мекку, он позволил Зайнаб покинуть Мекку и уехать к отцу.
Ибн Исхак рассказал об этом случае следующее: Итак, она стала строить планы, и когда она была готова, брат её мужа Кинана ибн Ар-Раби’ привел ей верблюда с паланкином, и, держа свой лук и колчан со стрелами, повел её верблюда из Мекки и это было посреди бела дня. Некоторые из курайшитов стали живо обсуждать это и последовали за ней. Первым её настиг Хаббар ибн Аль-Асвад ибн Аль-Мутталиб, он напугал её своим копьем, когда она находилась верхом, и так как по сообщениям она была беременна, у нее случился выкидыш. Тогда её деверь опустился на колено, выхватил стрелы из своего колчана и крикнул: “Клянусь Аллахом, если кто-нибудь осмелится подойти ближе, я всажу в него стрелу!” Тогда многобожники оставили его, и пришел Абу Суфьян с несколькими другими вождями курайшитов и сказал: “Опусти свой лук, чтобы мы могли поговорить с тобой”. Тогда Кинана опустил свой лук и Абу Суфьян, подойдя, сказал ему: “Ты поступил неправильно, ты вышел открыто с этой женщиной на виду у людей, несмотря на то, что ты знаешь об ущербе и вреде, нанесенном нам Мухаммадом. Когда ты публично стал увозить его дочь, не считаясь ни с кем, люди подумали, что это по причине унижения, которому мы подверглись, и это отражает нашу слабость и беспомощность. Я клянусь, что мы не желаем удерживать её, не давая ей добраться до отца, и мы не собираемся мстить. Однако тебе лучше сейчас вернуться назад и затем ты тайком можешь отвезти её к её отцу”.
Это демонстрирует нам, что эти безбожники курайшиты уважали женщин. Сегодня же враги Аллаха, наоборот, нагло нарушают права мусульманских женщин и детей.
В общем, Зайнаб в безопасности добралась до Медины.
Абу ‘Азза (أَبُو عَزَّةَ) был еще одним из пленников, он сказал: “О, Посланник Аллаха, ты знаешь о моем финансовом положении. Я беден и у меня семья, поэтому будь милосерден ко мне”. Действительно у него были дочери, и он был бедняком. Посланник Аллаха, ﷺ, принял это во внимание и сказал: “Я освобожу тебя, однако при условии, что ты впредь не будешь поддерживать никого против меня. Сейчас ты пришел воевать против меня при Бадре, в следующий раз ты должен отказаться от сражения со мно и мусульманами”. Абу ‘Азза согласился, однако во время битвы при Ухуде курайшиты вновь смогли уговорить его присоединиться к ним и затем, субхана-ллах, он снова попал в плен к мусульманам. Он вновь попытался выкрутиться прежним способом, однако Посланник Аллаха, ﷺ, гневно сказал ему: “Я не позволю тебе поглаживать свою бороду и заявлять, что ты дважды обманул Мухаммада”.
Таким образом, Посланник Аллаха не был сентиментальным, он не был наивным простаком, он был добр, милосерден и снисходителен, однако, вместе с тем, он не позволял неверующим пользоваться его милосердием и мягкостью во вред мусульманам. Посланник Аллаха, ﷺ, велел казнить Абу ‘Аззу на месте. Он сказал: “Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы”.
Это важный урок для мусульман. Мусульманам не следует быть наивными и обманываться ложными словами. Нам следует быть начеку и знать, что и кто старается принести пользу исламу и мусульманам, и кто делает обратное.
Сухайль ибн ‘Амр был из знати, одним из лидеров курайшитов. Он попал в руки мусульман. Ранее он высказывался против ислама, используя свое красноречие и умение говорить. Умар ибн Аль-Хаттаб сказал: “О, Посланник Аллаха, позволь мне выбить два передних зуба Сухайля, чтобы торчал его язык и он больше никогда не говорил о тебе плохого!” Итак, Умар хотел искалечить его рот, чтобы Сухайль не смог больше нормально разговаривать, в качестве урока за его преступления. Посланник Аллаха, ﷺ, ответил: “Я не буду его калечить, потому что Аллах может искалечить меня”. Под этими словами он подразумевал, что это неисламский способ обращения с врагами. Далее Посланник Аллаха сказал: “Может быть, он поведет себя так, что ты уже не будешь критиковать его”, имея в виду, что, возможно, однажды язык Сухайля будет использован им ради блага ислама. Субхана-ллах, все именно так и произошло! Когда Посланник Аллаха скончался и почти все арабы оставили ислам, Сухайль ибн ‘Амр был причиной того, что мекканцы остались держаться за ислам. Он говорил: “О курайшиты! Не будьте последними людьми принявшими ислам и первыми людьми, оставившими его, и каждого, кого мы будем подозревать, мы обезглавим!” Эти его слова помогли мекканцам удержаться в исламе.
Посланник Аллаха, ﷺ, сказал пленникам, которые умели читать и писать: “Если вы научите десять наших детей читать и писать, это будет вашим выкупом”. Это говорит о важности образования и грамотности в исламе.
Продолжение следует, إن شاء الله.
ИА “ХУНАФА”
الحنفــاء
Замечательно! Прекрасный пример!
Как говорил шейх Ауляки, “найти баланс”.