Хукм (шариатское законоположение) относительно военнопленных
Правом мусульманского правителя является выбор того, каким образом решить их судьбу, чтобы это было наиболее полезно мусульманам. Это может быть:
либо казнь,
либо освобождение без выкупа,
либо освобождение за выкуп,
либо порабощение.
У мусульман есть своя юридическая система, свой собственный Шариат, и мы не нуждаемся ни в каких международных законах и постановлениях, у нас есть своя собственная «Женевская Конвенция», и мы не должны следовать конвенциям других. Наш Шариат является нашим руководством.
Усайд ибн Худайр (أسيد بن حضير) подошел после битвы при Бадре к Посланнику Аллаха, ﷺ, и сказал: “О Посланник Аллаха, мы не знали, что будет сражение, а иначе мы бы непременно последовали за тобой”. Посланник Аллаха ответил: “Ты сказал правду”. Некоторые ансары остались дома, потому что они не думали, что будет битва.
Каков же статус участников Бадра?
Участники битвы при Бадре имеют особый статус.
Ангел Джибриль пришел к Посланнику Аллаха, ﷺ, и спросил: “Кем вы считаете среди вас участников Бадра?” Посланник Аллаха ответил, что они лучшие среди мусульман. Джибриль сказал: “Тоже самое относится и к ангелам, участвовавшим в битве при Бадре”.
Итак, Бадр был особым случаем не только для мусульман, но и для ангелов, принявших в нем участие. Вот почему в наших книгах участники Бадра считаются особым классом.
Хатыб ибн Аби Бальта’а (حَاطِب بن أَبى بلتعة) совершил акт измены против Аллаха и Его Посланника, собрашись сообщить жителям Мекки о планах Посланника Аллаха атаковать их. Умар ибн Аль-Хаттаб сказал Пророку: “О, Посланник Аллаха, позволь мне казнить его, ведь он лицемер!” Посланник Аллаха ответил: “О, Умар, возможно Аллах посмотрел на участников Бадра и сказал: Делайте что хотите, потому что Я простил вас!”
Посланник Аллаха сказал это, глаза Умара наполнились слезами. Хатыб ибн Аби Бальта’а был одним из верующих, сражавшихся при Бадре, и благодаря этому он был прощен.
В другом хадисе передается: “Никто из тех, кто принял участие в Бадре или Аль-Худайбиййе, не войдет в огонь Ада”.
Последствия битвы при Бадре
Выявление лицемеров.
В Медине было много людей, которые не были рады победе мусульман, однако они не были достаточно сильны, чтобы публично выразить это, и поэтому они стали это скрывать. На публике они выказывали ислам, и поэтому внешне их было невозможно отделить от мусульман. Они молились, постились и даже платили закат. Однако глубоко в сердце они ненавидели ислам, ненавидели мусульман и желали, чтобы ислам исчез с лица Земли. Это были мунафики, однако потому что ислам был тогда победоносен и мусульмане были сильны, они не осмеливались говорить открыто.
Эти лицемеры стали затем втайне строить козни против мусульман. Они были, вероятно, самыми опасными врагами из всех остальных, потому что они жили среди мусульман и знали о них всё. Далее эти лицемеры передавали всю информацию внешним врагам ислама. Вообще с лицемерами очень тяжело разбираться, потому что они не объявляют публично о своем неверии. Посланник Аллаха тоже не знал об этих лицемерах. Аллах сказал в Коране: Ты не знаешь их, Мы знаем их … Поэтому даже сам Посланник Аллаха не знал кто именно они были, пока Аллах не расскажет ему.
Далее Аллах сказал в суре «Корова», аят 14:
Когда они встречают верующих, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: “Воистину, мы – с вами. Мы лишь издеваемся.
Таким образом, битва при Бадре познакомила нас с этой новой категорией людей, мунафиками, т.е. лицемерами.
Умар ибн Вахб был одним из дьяволов из числа курайшитов. Однажды он сидел рядом с Каабой вместе с Сафваном ибн Умаййей, и сказал: “Если бы не тот факт, что у меня долги и дети, о которых надо позаботиться, я бы отправился и убил бы Мухаммада лично!” Сафван немедленно воспользовался этим и сказал: “Я заплачу твои долги и я позабочусь о твоих детях, если с тобой что-то случится”.
Умайр ибн Вахб договорился с Сафваном, что он отправится в Медину и совершит покушение на Посланника Аллаха, ﷺ. Умайр пропитал свой меч ядом и отправился в Медину. Приехав в Медину, он проходил мимо собрания в котором находился Умар ибн Аль-Хаттаб. Умар был занят разговором о событиях Бадра с людьми, не принимавшими участия в битве. Умар заметил Умайра ибн Вахба и произнес: “Этот враг Аллаха, эта собака Умайр ибн Вахб тут находится не к добру!” Он вскочил, схватил его за шиворот, обмотал перевязь его меча вокруг шеи и потащил его к Посланнику Аллаха.
Прибыв к Посланнику Аллаха, он сказал: “О Посланник Аллаха! Этот враг Аллах прибыл сюда не к добру!” Посланник Аллаха, ﷺ, произнес: “Отпусти его, Умар”. Умар отпустил его, однако он велел некоторым сподвижникам быть начеку и охранять Посланника Аллаха.
Умайр ибн Вахб вошел к Посланнику Аллаха и сказал: “Доброе утро”. Посланник Аллаха сказал: “Аллах заменил нам это приветствие лучшим, чем это, а именно: “Ассаламу алейкум ва рахмату-ллах”. Умайр сказал: “Ты не так долго используешь это приветствие”. Этим он хотел сказать, что Посланник Аллаха лишь недавно изменил свои традиции и привычки, а до этого он говорил как и другие курайшиты “Доброе утро”. Посланник Аллаха спросил его почему он приехал. Умайр сказал: “Я приехал, чтобы просить отпустить моего сына”. Его сын был в плену у мусульман, эта была легенда Умайра для скрытия его истинных намерений. Посланник Аллаха спросил его снова: “Скажи мне правду, зачем ты приехал?” Умайр твердо заявил, что он приехал ходатайствовать об освобождении его сына. Посланник Аллаха, ﷺ, затем спросил: “Тогда зачем у тебя меч?” Умайр ответил: “Горе этим мечам! Они не принесли нам ничего хорошего!” Посланник Аллаха сказал ему: “Ты лжешь, причина того, что ты приехал в том, что ты встретил Сафвана рядом с Каабой и ты сказал ему, что если бы не тот факт, что у тебя долги и дети, о которых надо позаботиться, то ты бы приехал и убил бы меня. И тогда Сафван сказал тебе: “Я заплачу твои долги и позабочусь о твоих детях, если с тобой что-то случится”. И затем ты решил с Сафваном, что вы сохраните это в тайне и никому не расскажете”.
Умайр пораженно воскликнул: “Я свидетельствую, что ты посланник Аллаха, потому что никто не слышал этот разговор между мной и Сафваном! Только Всевышний Аллах мог рассказать тебе о нашем разговоре!” Итак, Умайр ибн Вахб принял ислам и отправился назад в Мекку. Пока он был в пути, Сафван в Мекке, потирая в предвкушении, руки говорил мекканцам: “Скоро вы услышите новости, которые заставят вас забыть случившееся при Бадре”. Однако Умайр возвращается в Мекку объявляя о своем исламе. Сафван сказал: “Я никогда больше не буду разговаривать с ним!” Умайр ибн Вахб который ранее был сущим дьяволом курайшитов, стал проповедником веры, и вместо преследования мусульман он стал преследовать тех, кто преследовал и мучил мусульман. Много людей вошло в лоно веры благодаря проповедям Умайра ибн Вахба, да будет доволен им Аллах!
Уроки Бадра
Первое: Победа только от Аллаха
После победы воины, как правило, очень гордятся своей подготовкой, навыками, отвагой, однако Аллах никогда не хвалил мусульман за их победы. Посмотрите на аят, комментирующий эту победу. Аллах сказал в суре «Семейство Имрана», аят 126:
Аллах сделал это всего лишь благой вестью для вас и дабы ваши сердца утешились благодаря этому, поскольку победа приходит только от Могущественного и Мудрого Аллаха,
В суре «Трофеи», в аяте 17, Он сказал:
Не вы убили их, а Аллах убил их. Не ты бросил горсть песку, когда бросал, а Аллах бросил, дабы подвергнуть верующих прекрасному испытанию от Себя. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий.
Итак, вся заслуга и хвала принадлежит Аллаху. Это был Аллах, Который сделал эту тяжелую задачу легкой для мусульман. Очень важно помнить, что любая победа в жизни человека лишь по милости Аллаха. Неважно успешны ли вы в бизнесе, образовании, семье или в качестве проповедника, успех во всех делах надо приписывать Тому, Кому он действительно принадлежит, а именно Аллаху.
Не будьте подобны Каруну, который сказал: “Я обладаю этим богатством благодаря моим знаниям”.
В аяте 26 из суры «Трофеи», который я забыл упомянуть, Аллах сказал:
Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на земле. Вы опасались, что люди схватят вас, но Он дал вам убежище, подкрепил вас Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы были благодарны.
Аллах напоминает мусульманам о их положении ранее, когда он были малочисленны, подвергнуты гонениям и находились в страхе. Однако Аллах укрыл, поддержал их и даровал им пропитание.
Чудеса Бадра
Зрительное уменьшение количества воинов.
Дождь.
Мусульмане хорошо выспались в ночь перед битвой.
Ниспосылание ангелов.
Пророк сказал что Умаййя будет убит и это случилось.
Уккаша имел деревянный меч, однако Посланник Аллах взял его, и он превратился в настоящий клинок.
Гибель предводителей неверия, потому что перед битвой Посланник Аллаха говорил, что тут и тут будет убит такой-то и такой-то. Эти люди были уничтожены в точности в тех местах, на которые указал Пророк.
Катада ибн Нуман был ранен и его глаз выпал из глазницы, и висел на нервном волокне. Они хотели отрезать его, но Посланник Аллаха запретил это. Затем он взял его глаз, вставил обратно и провел по нему рукой. Катада рассказывал: Этот глаз стал лучше чем мой другой глаз.
Знание о местонахождении сокровищ Аббаса.
Выявление заговора для убийства Пророка, ﷺ, запланированного Умайром ибн Вахбом
Все эти чудеса произошли во время Бадра. Безусловно, Коран – самое большое чудо Посланника Аллаха, однако были и другие чудеса. Большинство из чудес Посланника Аллаха, ﷺ, произошли в военном контексте и аналогичным образом, большинство чудес праведников тоже были в констекте джихада.
Второе: Преданность Аллаху, Его Посланнику и верующим, и отдаление себя от неверия
Несколько примеров из битвы при Бадре:
Абу Бакр сражался вместе с верующими, а его сын Абдуррахман был на стороне кафиров. Позже, когда он принял ислам, он сказал Абу Бакру: “О мой отец, я видел тебя во время битвы при Бадре, но я избегал тебя, не желая боя с тобой ”. Абу Бакр однако ответил: “Я не видел тебя, но если я бы увидел тебя, я бы стал преследовать тебя и убил бы тебя!”
Тут Абу Бакр говорит, что ради Аллаха он был готов сражаться даже со своим собственным сыном.
Мы также говорили об истории Хузайфы и его отца Утбы.
Любопытная история Мус’аба ибн ‘Умайра и его брат Абу Азиза, который был пленником мусульман. Мус’аб проходил мимо ансара, который держал его брата в плену и сказал ему: “Свяжи его хорошо, потому что его мать богата и она выкупит его у тебя!” Субханаллах, это был совет Мус’аб ансару, державшему его родного брата в плену! Абу Азиз был шокирован и сказал: “О брат! Так ты обращаешься со мной?!” Мус’аб сказал: “Он мне больше брат чем ты!” Мус’аб указывая на ансара, державшего Абу Азиза, сказал: “Вот это мои настоящие братья, а ты – нет, они мои братья благодаря исламу, и хотя ты мой кровный брат, однако твое неверие разделило нас”.
Другая проблема была в том, что некоторые юноши курайшитов были заинтересованы исламом и приняли его. Часть из них были отпрысками мекканской знати. Аллах знает лучше каково было их истинное намерение. Потому что мы знаем, что обычно молодежь совершает поступки, желая отличаться от других, быть уникальными и особенными. Часто они хотят восстать против сложившегося уклада жизни, традиций и т.д. Это были богатые юноши принявшие ислам, такие как Али ибн Умаййя ибн Халаф, Абу-ль-Кайс ибн Аль-Валид ибн Аль-Мугира, Абу Кайс ибн Факих, Харис ибн Замаа, Аус ибн Мунаббих, все они были сыновьями богачей и знати Мекки. Они приняли ислам, однако они не могли выдержать требований ислама, они не были готовы идти на жертвы. Они остались позади и не совершили хиджру в Медину. Это были избалованные юнцы, не желавшие проходить через лишения и тяготы переселения. Даже несмотря на то, что переселение из Мекки в Медину было приказом Аллаха. Эти юнцы не только остались в Мекки, они даже присоединились к своим отцам и племенам в битве при Бадре.
Ибн Хишам пишет: “Они все были убиты в сражении при Бадре”. Тогда мусульмане сказали: “Очевидно, это были мусульмане, вероятно они не хотели выступить и воевать, однако они мусульмане”.
Давайте подумаем … Какова была по-вашему их вера? Эти убитые были мусульмане. Они приняли словесное свидетельство веры, однако они не стали жертвовать в достаточной мере или не пошли ради ислама достаточно далеко. Они не совершили хиджру и затем они кончили тем, что они были убиты при Бадре. Возможно, они даже и не выпустили и одну стрелу в сторону мусульман, возможно они ни разу не ударили мечом, возможно они были там по принуждению. Так что вы думаете по поводу их веры?
Теперь давайте посмотрим что говорит по этому поводу сам Аллах …
Аллах ниспослал 97 аят в суре «Женщины»:
Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: “В каком положении вы находились?” Они скажут: “Мы были слабы и притеснены на земле”. Они скажут: “Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней”. Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!
Поэтому не играйте с исламом … Не делайте из веры забаву! Это серьезная религия и вам надо быть серьезным. Эта религия не принимает половинчатого усилия, несерьезного обращения, или следования ей когда это удобно и оставления её когда дело складывается иначе. Аллах обещал вам Рай, однако вам надо заплатить за это цену!
В тафсире этого аята Ибн Касир упоминает несколько риваятов, один из них передан имамом Бухари:
“Ибн Аббас рассказал мне, что некоторые мусульмане были с многобожниками увеличивая их численность против Посланника Аллаха, ﷺ, и мусульманской армии, и затем стрелы мусульман поражали одного из них или же мусульманин наносил ему удар мечом и убивал его. И тогда Аллах ниспослал этот аят”.
Итак, мусульмане присоединившиеся к неверным, присоединились только чтобы увеличить их численность. Они не вышли ради сражения, они вышли лишь по причине принуждения, подобно тому как солдат подчиняется военному приказу. И когда они находились в армии многобожников, их поражала то стрела, то удар меча, и так они погибли все. Именно о них Аллах ниспослал вышеуказанный аят.
Поэтому их ислам не принес им пользы, потому что они не совершили переселение и примкнули к армии многобожников Мекки. Теперь давайте глубоко призадумаемся над этим случаем, и его последствиях. Ведь мы не хотим, чтобы ангелы во время нашей смерти говорили нам, что наша награда – это огонь Ада!
Третий урок: Искать помощи у Аллаха
После того как Посланник Аллаха, ﷺ, подготовил армию, обучил воинов, дал им необходимые инструкции, выбрал самое лучшее место, построил их в боевом порядке, после всего этого он отошел в сторону и стал взывать к Аллаху в дуа. Это и есть подлинное значение тавваккуля.
Тавваккуль означает что вы делаете все возможное, вы полностью выкладываетесь, используете все земные ресурсы и уже потом полагаетесь на Аллаха. Посланник Аллаха сделал все, что было в его силах, все возможное и затем он обратился к Аллаху с мольбой.
Поэтому не думайте, что Аллах дарует вам победу пока вы отсиживаетесь дома, удобно лежа на диване, и затем вы поднимаете руки в дуа и просите Аллаха о победе. Вам надо встать и начать что-то делать. И это относится ко всему.
Однажды два человека вяло шли, делая вид, что они отрекшиеся от мира аскеты, Умар ибн Аль-Хаттаб увидел их и спросил людей: “Кто они?” Ему ответили: “Это “мутаваккилюн” т.е. «полагающиеся на Аллаха”. Умар стал бить их палкой приговаривая: “Вы же знаете, что небеса не проливают дождь из золота и серебрa!”
Т.е. ничего и никогда не дается даром. Людям надо выйти и работать, прилагать усилия.
Посланник Аллаха упомянул в хадисе: “Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, тогда Аллаха наделял бы вас подобно тому как Он обеспечивает птиц. Они улетают утром голодными и возвращаются вечером сытыми”.
Птицы не сидят все время в гнезде, они вылетают и находят пищу. Поэтому упование означает, что вы делаете все возможное, но вы не полагаетесь на ваши усилия или на ваш ум, ваши навыки, или что-то другое в этом мире. Вы полагаетесь только на Аллаха. Поэтому нам не следует прилагать усилия и забывать взывать к Аллаху, или наоборот делать дуа, но забывать о приложении необходимых усилий и стараний. Эти два фактора идут рядом.
На этом мы заканчиваем рассказ о событиях Бадра.
Продолжение следует, إن شاء الله.
ИА “ХУНАФА”
الحنفــاء
Джазакуму Ллаху хайрон за переводы, ждём продолжения!
Машааллах! Поучительный пример. Да поможет Аллах Имарату Кавказ!