В связи с актуальностью темы, мы повторяем материал, опубликованный 2 августа 2011 г.
Администрация
Вопрос:
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Мы, мусульмане с Кавказа, проживающие в данное время в Европе, несколько лет собирали закат фитр деньгами, а потом отправляли эти деньги домой нуждающимся мусульманам. Делали мы это потому что слышали, что по ханафитскому мазхабу разрешено отдавать закат фитр деньгами, а также потому что здесь в Европе практически невозможно найти до такой степени нуждающихся мусульман, которым нечего поесть в праздник Ид аль-Фитр, а также потому что даже у нас дома из таких продуктов как кукуруза, зерно и т.п. людям сложно бывает приготовить еду.
Но в прошлом году в рамадан среди братьев в Европе распространилось мнение, что ни в коем случае нельзя отдавать закат фитр деньгами, и что это противоречит Шариату. Поэтому мы покупали продукты и раздавали их здесь людям, которые, в принципе, в них не нуждались. В то же время все мы знаем, что у нас дома остается много семей шахидов, пленных, и просто бедных мусульман, которым действительно иногда нечего кушать, и которым практически никто не помогает материально.
Мы просим Шариатский Комитет разъяснить ситуацию и ответить на вопрос, действительно ли ни в коем случае нельзя деньгами отдавать закат фитр реально нуждающимся мусульманам, а следует раздавать его едой среди тех, кто в ней скорее все не нуждается.
Джазакуму-ллаху хайран.
Ответ:
الحمد لله رب العالمين
والصلاة والسلام على رسوله محمد وعلى آله وأصحابه أجمعين
Ва алейкум ас-салам ва рахмату-ллахи ва баракатух.
В начале мы приведем две фатвы современных ученых, связанные с поднятой темой.
На подобный вопрос шейх Сулейман ибн Насер аль-‘Ульван, да освободит его Аллах, ответил таким образом:
“Это один из вопросов разногласий, и имамы салафов разошлись во мнениях относительно выплаты заката аль-фитр ценой (т.е. деньгами). Предпочтение того или иного мнения – это сфера иджтихада, и не считается тот, кто придерживается противоположного мнения, заблудшим или нововведенцем. Основой же в разногласии в подобных вопросах является то, что оно не должно портить дружеских отношения между сторонниками разных точек зрения, каждый из них искренен и не подвергается упрекам из-за того, что склонился к тому, что кажется ему более правильным. Многие из ученых говорили относительно разногласий: “Наше мнение правильное, но может содержать ошибку, а мнение других – ошибочное, но может содержать в себе и нечто правильное”.
Многие имамы сочли, что нельзя выплачивать стоимость в закате аль-фитр.
Сказал имам Ахмад: “Боюсь, что (это) недопустимо из-за противоречия сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”, и это мазхаб Малика и аш-Шафи’и. Сказал также ибн Хазм, да помилует его Аллах: “Недопустима выплата стоимости в основе, т.к. это не то, что вменил в обязанность посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”.
Выдающиеся имамы-таби’уны ‘Ата, аль-Хасан аль-Басри, халиф ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз, имамы ас-Саури и Абу Ханифа и другие сочли, что можно выплачивать деньги вместо еды. Сказал Абу Исхак ас-Саби’ий – один из имамов таби’унов: “Я застал их (т.е. сподвижников), в то время когда они давали садака рамадана дирхамами по цене еды”, привёл Ибн Аби Шайба в “Аль-Мусаннаф”.
Доводы на это мнение:
Не приводится ни от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни от кого из асхабов ясного высказывания о запрете выплаты стоимости заката аль-фитр.
1. Хадисы, ясно упоминающие определенные виды продуктов, не указывают на запрет всего остального, доказательством чего является факт, что асхабы, да будет доволен ими Аллах, дозволяли выдавать закат аль-фитр пшеницей, которая не упомянута в хадисах, вместо упомянутых ячменя, фиников и других видов продуктов.
2. Многие асхабы, даже большинство из них, во времена правления Му’авии сочли, что дозволено давать половину са’ (мера сыпучих веществ) сирийской пшеницы вместо одного са’ фиников. Это указывает на то, что они приравняли стоимость половины са’ этой пшеницы стоимости одного са’ фиников, ячменя и т.д.
3. Цель заката аль-фитр это обеспечить нуждающихся, а деньги более полезны для некоторых из них, чем еда. Поэтому в каждой стране следует учитывать положение нуждающихся.
4. Многие нуждающиеся берут продукты и в тот же день или назавтра продают их за цену, меньшую их стоимости, таким образом они и не используют еду, и не получают соответствующей её стоимости цены.
А Аллаху известно лучше”.
( دفع زكاة الفطر مالاً لفضيلة الشيخ سليمان بن ناصر العلوان )
Также шейх Абдуллах ибн Абду-р-Рахман ибн Джибрин, да помилует его Аллах, был спрошен: Дозволено ли благотворительным организациям собирать имущество заката аль-фитр после начала рамадана для того, чтобы использовать его по мере возможности?
И он ответил: “Если в стране нет нуждающихся; или те, кто получают продукты, не имеют в них потребности; или не едят их, а продают за полцены; и если затруднительно найти действительно нуждающихся бедняков, которые будут есть эти продукты, то дозволено вывозить их из страны, и дозволено выплачивать (деньгами) цену этих продуктов в начале рамадана доверенному уполномоченному человеку, который купит продукты и передаст их тем людям, которые имеют право на закат аль-фитр, сделав это в то время, когда закат должен быть отдан, т.е. в ночь ‘Ида или за два дня до него, а Аллах знает лучше”.
(الفتاوى الجبرينية في الأعمال الدعوية لفضيلة الشيخ عبد الله بن جبرين ص 33).
Мы говорим:
В дни, когда наша Умма находится в состоянии обязательного оборонительного джихада, и первоочередной личной обязанностью каждого мусульманина и каждой мусульманки является посильное участие в этом джихаде, мы не считаем допустимым формальное или “слепое” отношение к вопросами, касающимися всего общества мусульман.
1. Аллах предписал ихсан во всех делах. Закат аль-фитр вменен в обязанность как еще один знак единства и заботы каждого мусульманина о своих братьях и сёстрах. Поэтому мусульмане, находящиеся в странах, где нуждающихся нет или найти их сложно, должны приложить старания для того, чтобы доставить закат аль-фитр до тех, кто действительно нуждается и больше заслуживает его, например, семьям шахидов, пленных, муджахидов. Для этого можно использовать существующие каналы, через которые ваши средства попадут к руководству муджахидов, или же наладить свои каналы, чтобы довести эти средства непосредственно для нуждающихся.
2. Для выхода их разногласия ученых будет лучше, если эти денежные средства уполномоченные люди смогут перевести в продукты питания и раздать нуждающимся на месте. Если же это будет трудно или невозможно, то отдавшие закат аль-фитр таким образом в любом случае выполнили свою обязанность, а Аллах не возлагает на душу невозможного.
3. Напоминаем, что такие средства, предусмотренные шариатом, как закат с имущества, хумус (пятая часть с военного трофея), файъ (трофеи, полученные небоевым путем), каффара (искупительная милостыня), незаконно присвоенное имущество, хозяин которого недоступен – должны по возможности предоставляться в распоряжение командования муджахидов, или, как минимум, расходоваться на цели джихада.
А Аллах знает лучше.
И хвала Аллаху, Господу миров.
Шариатский комитет при амире Вилаята ГIалгIайче
ИА “ХУНАФА”
الحنفــاء
ЖазакумуллахIу хъайран братья! Очень рад что вы востановились. Люблю вас ради АллахIа. Дай АллахI вам блага, милости и больше сил для угодных ему трудов!
Ва иййака, дорогой брат.
Да полюбит тебя Тот, ради кого ты полюбил нас!
Надеемся, что Аллах поможет нам восстановить нашу работу.
Субхьаналлах1, как давно я не заходил в этот сайт, я даже забыл про него (. Ассаламу алайкум всем братьям . Аллах1о маьрш лел долд шо. Амин.