Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!
С захватом Идель-Урала и Сибири Россия получила надежный источник дохода для царской казны. По Волге проходили речные купеческие караваны, которые везли ткани, пряности и другие исключительно дорогие на европейском рынке товары из стран Востока, и пошлины за провоз шли в Москву. Русские колонисты начали распахивать опустевшие вследствие массового переселения мусульман земли на Волге и в Сибири. В Сибири с хантов и манси русскими взимался ясак – налог пушниной, которая тоже очень дорого стоила в Европе. Потом начались разработки руды. Словом, на крови мусульман Россия надежно обеспечила себе доход для последующего своего развития и усиления.
В то же время вскоре после оккупации Сибири она погрузилась в длительный период тяжелейшей политической нестабильности – так называемое Смутное время, когда в ней жестоко боролись за власть самые разные политические группировки. Войска враждующих сторон опустошали обширные площади собственных земель, истребляли и насиловали собственное население. В начале XVII в. много русского населения вымерло в результате трехлетнего неурожая и голода, а в 1609 – 1612 гг. Россия находилась под шведской и польско-литовской оккупацией. Но и после ухода кафиров Запада и установления единовластного правления царей рода Романовых до конца столетия Россию сотрясали мятежи и повстанческие движения.
Однако смута в России не означала, что русские кафиры позабыли о своих захватнических интересах. В 1594 г. русские под командованием воеводы Хворостина впервые вторгаются на Кавказ – в земли тарковского шамхала (Кумыкия). Им удалось захватить Тарки, но очень скоро они были оттуда выбиты кумыками. В 1604 – 1605 гг. Россия, решив все же до конца довести эту «дагестанскую кампанию», отправила в Кумыкию десятитысячное войско во главе с воеводами Плещеевым и Бутурлиным. Вновь захватив Тарки и возведя укрепление на озере Тузлук, русские уже было праздновали победу, как вдруг к ним подошел крупный османский корпус, выдвинувшийся из Северного Азербайджана. Не ожидавшие такого оборота дел кафиры попытались бежать из Кумыкии в Терский городок – казачье укрепление на Тереке, существовавшее недалеко от современного Кизляра, но были настигнуты кумыкско-османским войском и почти все уничтожены.
В 30-х гг. XVII в. российские войска окончательно разгромили то, что осталось от Мангытского юрта (Ногайского улуса). В 1645 г. крымский хан Ислам Герай, пытаясь спасти ногайцев, осадил казачье укрепление на Дону Черкасск, однако объединенное русско-казачье-кабардинское войско во главе с князем Пожарским, прибывшее со стороны Хаджи-Тархана, по-видимому, совершенно неожиданно для него, полностью разгромило мусульман. При этом несколько тысяч крымцев попало в плен кафирам. Русские выстроили целый ряд укреплений по нижнему течению Терека у границ владений шамхала, а в 1651 г. построили крепость на реке Сунже, на землях вайнахских племен. Но в 1653 г. шамхал разгромил большинство терских русских укреплений, едва не взял и сунженскую крепость. А в конце 60-х гг. вольные казаки во главе со Степаном Разиным подняли восстание против царского влияния, и российские власти вынуждены были отвести свои гарнизоны с Кавказа.
Тем временем на Украине шла жестокая борьба за независимость от Польши с прямым участием российских войск. Однако, несмотря на одну религию с русскими, значительная часть украинцев не желала видеть себя подданными России, вечно страдающей от смут и тирании своих правителей. Среди этой части украинского народа стали распространяться идеи подчинения османскому султану как непримиримому врагу и поляков, и русских. Во главе проосманской партии стал гетман (военный глава) Петр Дорошенко. Весной 1676 г. русские военные и пророссийски настроенные украинские казаки под командованием Григория Ромодановского и Ивана Самойловича захватили центр присягнувшей султану Западной Украины город Чигирин и взяли в плен Дорошенко. В июле следующего года султан Мухаммед Раби направил в Чигирин 120-тысячную армию. Три недели муджахиды осаждали город. Однако в конце месяца им, утомленным долгим стоянием под жарким степным солнцем, нанесли поражение Ромодановский и Самойлович под Бушином. Русские превратили Чигирин в свою пограничную крепость, оставили там многочисленный гарнизон под командованием воеводы Ржевского, большое количество боеприпасов и продовольствия. Казалось, для России теперь открывался плацдарм для наступления на османские земли в Румынии, откуда уже шла прямая дорога через Балканы на Истанбул (Стамбул) – столицу Османского халифата.
Однако воины Ислама и не думали сдаваться. В июле 1678 г. 200-тысячное османско-крымское войско под командованием лично великого вазира (главного советника султана) Кара-Мустафы атаковало Чигирин. Подошедшие на помощь осажденному гарнизону войска Ромодановского и Самойловича смогли причинить некоторый урон муджахидам, но город спасти не успели и, поняв, что гарнизон того уничтожен, обратились в бегство. Чтобы кафиры больше не могли укрепиться в Западной Украине, муджахиды полностью разрушили Чигирин. Кафиры, в свою очередь, разрушили все собственные же селения на пути возможного продвижения муджахидов в Восточную Украину – чтобы воинам Аллаха негде было находить продовольствие и фураж.
В 1679 г. хан Крыма Мурад Герай выступил с войском на Москву, чтобы, наконец, раз и навсегда усмирить агрессивного кафирского соседа. Московское государство, разбросавшее свои войска по Украине, Беларуси, Поволжью и Сибири, не смогло остановить его. Среди кафиров поднялась паника. Только под самыми стенами Москвы ценой огромных усилий русским удалось остановить крымскую армию. Не в силах нанести поражение крымцам в открытом бою, кафиры перешли к тактике изматывающих муджахидов набегов и стремительных атак. В 1680 г. Мурад Герай отступил от Москвы, однако кафиры еще долгое время пребывали в ужасе и ждали возвращения воинов Ислама. В 1681 г. после униженных просьб кафирских дипломатов между Москвой, Истанбулом и Бахчисараем был заключен договор, согласно которому Россия обязалась ежегодно выплачивать репарации Крыму, осуществлялся обмен военнопленными, Османскому халифату переходила Западная Украина, Москва гарантировала безопасность ногайским и крымским кочевьям.
Российская военная экспансия на юг была вновь остановлена. Ногайский народ получил возможность под защитой Крыма оправиться от перенесенных бедствий и восстановить свою численность. Земля Ислама расширилась на значительную часть Украины, где управляли назначаемые султаном гетманы. В это же время началось постепенное, но верное укрепление Ислама на Северном Кавказе. Хотя среди народов Кавказа, живших довольно изолированно в предгорных и горных районах, осуществлять исламский призыв было довольно тяжело, и прежние языческие верования отмирали медленно, путешественники из других исламских стран уже отмечали, что кавказцы обижаются, когда их называют немусульманами.
В то же время Россия, снова потерпев поражение на юге, расширила свои территории за счет захвата Восточной Украины и Беларуси на западе. После оккупации Западной Сибири русские колонизаторы устремились по речным путям в Восточную Сибирь, которая была в то время малонаселенна, и большинство ее жителей составляли племена, жившие еще первобытным образом. Они не могли остановить русскую экспансию. Довольно быстро русские достигли Дальнего Востока и побережья Тихого океана. Позже Сибирь и Дальний Восток стали надежным сырьевым источником для развития российской экономики и дальнейшего распространения колониальных захватов.
Война России с Исламом не ограничивалась военными действиями на южном фронте. Оставшиеся на родных землях мусульмане Идель-Урала и Сибири продолжали сопротивление кафирским притеснениям, грабежам, попыткам насильственного обращения в христианскую религию. Особенно яркое выражение мусульманское сопротивление получило в восстаниях башкир, живших в лесистых местностях вокруг гор Южного Урала. Ранее башкиры были подданными ханов Казани и Сибири. После российской оккупации территорий ханств русские попытались насадить свои порядки и среди них, а их земли раздать кафирской и муртадской знати. Первые же попытки осуществления колониальной политики встретили яростное противодействие башкирского населения. Башкирские восстания против кафирского господства поднимались в 1645, 1662—1664 и 1681—1684 гг., причинив очень серьезный ущерб кафирским оккупантам. Не сумев подавить сопротивление башкир грубой силой, московские власти были вынуждены гарантировать им право исповедания Ислама, сохранение шариатского самоуправления и неприкосновенность земель. Зависимость башкир от российского государства выражалась в уплате строго определенного количества дани в царскую казну.
Несмотря на то, что мусульманам удавалось пока сдерживать распространение российской экспансии, в XVII в. уже хорошо были заметны явления глубокого духовного кризиса, поразившего Умму Мухаммеда. Того кризиса, который низвел исламскую общину с господствующих высот этого мира в сегодняшнее униженное состояние. Самым сильным и обширным государством Ислама в то время был Османский халифат. В той или иной степени он оказывал влияние на политику всех мусульманских стран. Но он тоже оказался поражен внутренней болезнью, называемой любовью к благам ближнего мира. Когда он, казалось, поднимался на вершину своего могущества в XVI столетии, в его правящих кругах уже начиналось гниение. Хотя внешне он выглядел как могущественная, непобедимая держава с сильнейшей армией, неиссякаемой казной, строго соблюдающимся Шариатом, за стенами султанских дворцов уже шла борьба за власть, царила тирания, интриги и всеобщая подозрительность. На рубеже XVI – XVII столетий обычным стало явление, когда султан, приходя к власти, сразу спешил убить, изолировать или отправить в ссылку всех своих братьев, панически опасаясь интриг против себя. Чтобы обеспечить постоянную лояльность своих военачальников – пашей, султаны стали наследственно закреплять за ними большие земельные владения. Паши превращались в местных князьков, которые уделяли собственному богатству времени и внимания больше, чем государственной службе. Все менее охотно они желали вступать в сражения с сильным противником, каким в то время становилась Западная Европа, начавшая быстро богатеть и технически развиваться вследствие открытия морских путей в дальние земли. Все чаще османы стали предпочитать войне с кафирами войны с шиитами Ирана, который был не так хорошо вооружен, как европейцы, и более доступен. От войн между Османской империей и Ираном страдали, прежде всего, жившие в месте прохождения границы между ними зиммии – грузины и армяне, так как им приходилось по мере изменения линии фронта за свой счет обеспечивать то османские, то иранские войска. К тому же, османы и иранцы активно прибегали к захватам зиммиев друг у друга. Уставшие от всего этого грузины и армяне часто бросали свои земли и отправлялись в ближайшую к ним христианскую страну – Россию. Вокруг Москвы сложились целые армянские и грузинские колонии. Через столетие эти симпатии кафирского населения Закавказья к России дорого обошлись нашей Умме.
А Россия, выстроив ряд крепостей в Сибири, уже обратила алчные взоры на лежащие к югу степи Казахстана.
Абу-т-Танвир Кавказский
ИА “ХУНАФА”
الحنفــاء